- На наших глазах формируется новый технологический уклад. Автоматизация, роботизация, информатизация, замещение профессий и рабочих мест искусственным интеллектом, трансформация профстандартов - уже сегодняшний день и обозримое будущее промышленности. В этих условиях работник должен быть интеллектуальным, технологически продвинутым, в частности, "дружить" с цифровыми технологиями, - рассуждает Андрей Козлов, директор Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова.
Робототехника и другое высокотехнологичное оборудование, программирование, числовое программное управление станками, цифровые двойники, аддитивные технологии, цифровая метрология - вот минимум цифровой грамотности современного рабочего, поддерживает коллегу руководитель Уральского политехнического колледжа Вячеслав Московкин. И подчеркивает: вместе с тем компетентный рабочий по-прежнему должен владеть основами физики, черчения, понимать металл и разбираться в нюансах его обработки.
По мнению замминистра промышленности и науки Свердловской области Юлии Польшиной, в современных условиях молодой специалист к тому же должен иметь представление о производственном процессе в целом и знать основы научной организации труда. По словам Польшиной, более 300 предприятий области стали участниками национального и регионального проектов по повышению производительности труда, а с этого года в последний включены и организации СПО. Цель - чтобы выпускник, приходя на производство, владел инструментами бережливого производства.
То есть современный рабочий - мультиспециалист, который обладает сразу несколькими компетенциями и умеет, опираясь на них, адаптироваться к постоянным переменам на производстве. Способность быстро приобретать новые знания, умения, навыки - пожалуй, главное качество, которое выделяют эксперты.
- Система образования должна готовить ребят к самостоятельной жизни, заложив в них эту важнейшую способность, - резюмирует министр образования Свердловской области Светлана Тренихина.
Мнение представителей системы образования согласуется с видением работодателей. Недавно колледж имени Ползунова провел опрос индустриальных партнеров о том, какими компетенциями должен обладать работник. По словам Андрея Козлова, на первое место они поставили soft skills - мягкие навыки, позволяющие решать сразу несколько задач, причем в сжатые сроки, регулярно обучаться новому, повышать квалификацию. Отдельное пожелание нанимателей - чтобы молодежь была искренне заинтересована в работе на предприятии.
- Если говорить не об идеальном, а о реальном портрете потенциального сотрудника, то в связи с острым кадровым голодом предприятия рады всем молодым людям с дипломом. Главное - чтобы они были мотивированными, - поделились наблюдениями в Уральском государственном горном университете.
По мнению экспертов, общее образование само по себе не слишком озадачено целенаправленным формированием перечисленных навыков. Поэтому колледжи проявляют инициативу. Первый этап сотрудничества со школами - профориентация.
- Многие дети не задумываются о получении среднего профобразования только потому, что не знают экономическую и производственную структуру региона, какие отрасли и предприятия в нем есть. Устраняем эти пробелы, - поясняет Московкин.
Практическую подготовку школьников в политехническом колледже начинают с шестого класса, например, обучая черчению и карандашом на бумаге, и на компьютере. Для 8-9 классов в летние каникулы - погружение в одну из профессий в формате так называемых техноотрядов. У каждого отряда своя специализация: слесарные или электромонтажные работы, электроника, прототипирование и инженерный дизайн. Первичные навыки работы на высокотехнологичном оборудовании и те самые soft skills, что востребованы реальным производством, преподают наставники - мастера колледжа.
- По завершении пятидневной смены у ребят появляется осознанность в профессиональном выборе и в решении поступить в наш колледж, работать на предприятии. Потом в своих школах наши "техноотрядовцы" проводят фестивали профессий: рассказывают сверстникам о выбранных специальностях, демонстрируют свои успехи. Так мы охватываем до 4,5 тысячи школьников, - делится опытом директор учебного заведения.
В колледже имени Ползунова знакомство с профессией происходит, во-первых, в ходе подготовки школьников от 14 лет к участию во Всероссийском чемпионатном движении по профмастерству "Профессионалы" в номинации "Юниоры". Занятия ведут студенты и преподаватели, сами побеждавшие в чемпионатах. Во-вторых, специально для старшеклассников колледж ежегодно организует Форум технологий будущего, где сотни мальчишек и девчонок впервые встречаются с оборудованием и технологиями, которые применяют предприятия-партнеры образовательного учреждения. Здесь в качестве наставников также выступают студенты колледжа.
- Между ведущими и участниками мастер-классов нет большой разницы в возрасте, они говорят на одном языке. Это вызывает у ребят доверие и интерес, - говорит Андрей Козлов.
Наконец, на старшеклассников ориентирована программа "Колледж-класс": параллельно с учебой в школе подростки овладевают основами выбранной профессии. И в итоге вместе с аттестатом они получают свидетельство о профессиональной квалификации. В перспективе колледж имени Ползунова планирует охватить этой программой и школьников помладше.
Безусловно, важнейшую роль в системе подготовки рабочих кадров играют работодатели.
- Формы разные: экскурсии на производство, мастер-классы, конкурсы, стажировки. Таким образом выстраивается цепочка "школа-СПО-предприятие", и это позволяет учащимся еще до поступления в колледж сделать осознанный выбор профессии, а в будущем - места работы, - объясняет стратегию Андрей Козлов.
Он удовлетворен тем, что заводы вновь сотрудничают со школами и СПО, причем малый и средний бизнес тоже стал активно интересоваться, как присоединиться к таким проектам.
Функции системной профориентации школьников с последующим формированием целевых заказов на подготовку кадров призваны выполнять создаваемые в Свердловской области центры профессиональных компетенций.
- Яркий пример - профессионально-индустриальный кластер "Перспектива" корпорации ВСМПО-Ависма, действующий на базе Верхнесалдинского авиаметаллургического колледжа. Аналогичный центр при поддержке компании ЕВРАЗ работает на площадке Качканарского горно-промышленного колледжа. Реализуется проект по созданию подобного центра на базе Нижнетагильского горно-металлургического колледжа имени Черепановых, - рассказывает Юлия Польшина.
- Раньше системного диалога с работодателями не было, никто его не организовывал. Многое зависело от личных контактов руководителей учебных заведений и предприятий, от их умения понимать интересы друг друга, договариваться. Теперь мы стараемся поддерживать постоянную связь с промышленниками, выясняем их потребности, - говорит Светлана Тренихина.
Как и в любом большом и сложном деле, в системе подготовки рабочих кадров не обходится без проблем.
- Если говорить о работе со школами, то самую большую проблему я вижу в недостаточной связи теории и практики на уровне школьного образования. Сказывается запаздывание образовательных программ за вызовами времени, нехватка современных, квалифицированных педагогических кадров, - считает Андрей Козлов.
На его взгляд, необходимо гармонизировать образовательные процессы в школе и колледже, раньше начинать плотно взаимодействовать с работодателями, находить новые, интересные ребятам способы их вовлечения в работу предприятий.
Вячеслав Московкин, в свою очередь, предлагает проводить профориентацию школьников с участием их родителей. А еще заключать целевые договоры на обучение в колледжах детей сотрудников предприятий, которые готовы продолжить рабочую династию, - принимать их без конкурса, в особом порядке.
- Дети из таких семей наиболее мотивированы на получение рабочих специальностей: они представляют, где работают мама и папа, неоднократно бывали у них на работе. А ведь именно такие, уверенные в своем выборе молодые специалисты в первую очередь остаются на производстве, - напоминает руководитель колледжа.