ИИ и писатель: соавторы или соперники

В рамках ММКЯ обсудили, опасно ли присутствие ИИ в креативной индустрии
В рамках ММКЯ прошла дискуссия об опасности или безопасности присутствия ИИ в креативной индустрии и тех сценариях симбиоза писателя и нейронных программ, которые активно используют современные авторы.
Сергей Михеев/ РГ

В дискуссии приняли участие: донецкий поэт Светлана Розналевич, шеф-редактор "Литературной газеты" Максим Замшев, писатель-фантаст Эльберд Гаглоев и писатель Виктория Балашова.

Модерировал встречу президент клуба "Настоящий писатель" Артём Кузнецов.

Виктория Балашова, автор разножанровой прозы, поделилась последними новостями из издательского мира: 90% нон-фикшн прозы, которую обрабатывают редакторы крупных изданий, заказано у ИИ.

Виктория напомнила всем пишущим людям: "Нейросеть прекрасно пишет аннотации, рекламные слоганы. Но если говорить о художественной прозе, мы должны помнить, что нейросеть - это прежде всего инструмент".

Да, ИИ ускоряет процесс исследования, сбор данных, даже участвует в построении сюжета, - это помогает оставаться авторам на плаву, обеспечивать стабильный заработок. Однако Виктория замечает, что роль редактора в связи с инновациями в творческом процессе стала еще более необходимой.

Ее прогнозы: "Будут два потока. Будут писатели классического формата и те, что на конвейере. Аналогично с художниками. Тех из них, которые пользуются нейронкой, называют "артеры". У нас будут "райтеры".

Светлана Розналевич разделила скептический взгляд на ИИ на способность написать оригинальную историю. Нейросеть может заменить ряд шаблонных детективов, где меняются только имена героя-убийцы. В то же время "до сих пор ни одна нейронка не понимает, что такое эмоция. Она может выдать нечто похожее, но концепта - лучше-хуже - не понимает. Как это можно сопоставить с искусством? Никак".

Максим Замшев считает, что искусство делают те, кто бросает вызов, выходит за пределы сложившихся концепцией. То есть, строго говоря, творец - это тот, кому есть что предложить. Другое дело - искусственный интеллект: он только подражает тем, кто бросает вызов. Главред "Литературки" делится своими предчувствиями: "Мы платим улыбками - это удобно... но у меня есть ощущение, что все это плохо закончится и придется начинать с чистого листа".

Артём Кузнецов назвал главное отличие творческой деятельности человека от генерации машины. Проблема сложнее представлений об одушевленности человека и индивидуальности его переживаний. Художнику свойственен детерминизм. Детерминизм в искусстве - это произвольное побуждение к творчеству. Такой способностью к спонтанному отклику на действительность ИИ не обладает: "ИИ выполняет только то, что в него поставили. Да, он будет имитировать... Но только запрограммированную информацию".

Полная версия разговора на портале ГодЛитературы.РФ.