Из Петербурга Петр Шерешевский привез в Москву своих "Трех сестер"

Москвичи впервые посмотрели последнюю питерскую премьеру одного из ведущих российских режиссеров Петра Шерешевского - спектакль "Три" Камерного театра Малыщицкого показали на малой сцене столичного театра "Шалом". История по мотивам чеховских "Трех сестер", написанная создателем спектакля под псевдонимом Семен Саксеев, далеко отошла от оригинала.
Чеховские персонажи по-прежнему соперничают за сердце
одной из сестер, но тут все останутся живы.
Чеховские персонажи по-прежнему соперничают за сердце одной из сестер, но тут все останутся живы. / Александр Коптяев (предоставлено организаторами фестиваля "Горький+")

Действие происходит в пандемийные времена, герои совершенно по-чеховски пытаются найти ответы на вопросы, что мешает нам слышать друг друга и быть счастливыми...

Режиссер Петр Шерешевский работает на два города: с декабря 2023 года он главный режиссер московского ТЮЗа, но при этом уже 10 лет занимает такой же пост и в Камерном театре Малыщицкого. И с успехом выпускает премьеры здесь и там. На спектакль "Три" билеты в Питере раскуплены на два месяца вперед, так что московский показ в малом зале театра "Шалом" сопровождался понятным ажиотажем.

В "Трех" присутствуют многие приметы фирменного стиля Шерешевского, за исключением разве что больших экранов на сцене, ведь в питерском театре камерное пространство. Режиссер любит переносить героев классических пьес в современность, причем в тот город, где он создает спектакль (а география постановок Шерешевского обширнейшая). Вот и в "Трех" действие происходит в 2020-2021 годах, герои живут в Северной столице, призывов "В Москву, в Москву!" здесь нет, как нет и мотива разоренного в финале домашнего гнезда. Главные герои Ольга, Ирина и Андрей (Надежда Черных, Светлана Грунина и Иван Вальберг) в спектакле не сестры и брат, они лишь вместе снимают трехкомнатную квартиру у Ивана Романыча (Геннадий Алимпиев), который, как и его чеховский прототип Чебутыкин (он, правда, сам в пьесе Чехова жил у сестер), нежно опекает молодежь. Но отношения между героями почти родственные.

Друзей часто навещает несчастливо замужняя Маша (Татьяна Ишматова). Однажды она приводит к ним своего бывшего одноклассника Александра (читай - Вершинина), работающего теперь врачом и случайно встретившегося в магазине...

Военных в спектакле нет. Соперничающие за любовь Ирины тихий и трепетный Николай и нахальный Солти (что напоминает фамилию чеховского персонажа Соленого) - айтишник и арт-перформер. Ольга и муж Маши Федор преподают в вузе. Андрей - филолог и пишет диссертацию, а Ирина, одержимая желанием помогать людям, работала психологом, но переучилась на массажистку. Наташа, которую Андрей как-то ночью, будучи нетрезв, привел домой и на которой потом женился, поэтесса-графоманка.

От Чехова остались некоторые темы, узнаваемые фразы героев и разговор о странностях любви, заставляющей забыть и совесть, и собственное достоинство. Маша жаждет переманить к себе женатого, у которого больная супруга и маленькая дочь. Федор знает, что жена ему изменяет, но терпит, потому что не может без нее. Правда, однажды напился и сорвался в истерику, эффектно сыгранную актером Александром Худяковым. Чем-то его герой напоминает Ипполита из "Иронии судьбы", и это явно неспроста. Спектакль буквально прошит отсылками к этому фильму.

"Иронию судьбы" смотрят перед расставанием Маша и Александр. В другой сцене звучит музыка из этой картины. И последнее действие по совпадению происходит в канун Нового года.

Режиссер круто меняет судьбу чеховских персонажей. Нечто подобное делал Тарантино в фильме "Однажды в Голливуде", да и сам Шерешевский в "Ромео и Джульетте" в МТЮЗе

"Три сестры" многие любят за то, что Чехов не дает прямых ответов на вопросы. Почему младшая из сестер хочет, но не может никого полюбить? Отчего так груб и жесток Соленый? Режиссер по-своему пытается осмыслить это и сочиняет для персонажей собственные истории.

В спектакле в анамнезе у Ирины отношения с абьюзером, после которых ей сложно довериться мужчине, даже такому безобидному, как Николай. Его соперник Солти стал злым и грубым после детской травмы, о которой он рассказывает Ирине как любимой женщине и психологу одновременно.

Нечто подобное делал Тарантино в фильме "Однажды в Голливуде", да и сам Шерешевский в своем тюзовском спектакле "Ромео и Джульеттеа", главные герои которого не умирают. Вот и теперь режиссер круто меняет судьбу чеховских персонажей. В "Трех" поединок с Солти не заканчивается для Николая трагически, перед ним даже открывается перспектива взаимной любви.

В финальной сцене встречи Нового 2022 года надежду на счастье, кажется, испытывают все, радуясь, что ковидные ограничения позади. Мы можем относиться к их оптимистическим мечтаниям скептически. Но герои молоды, в них столько жизненной энергии, желания любви и добра, что верится: преодолеют всё. В финале, несмотря ни на что, ощущение света.