Как в Мурманской области решили бороться с матом

Мурманская область в новом учебном году вступает в борьбу с матерной руганью. Об этом корреспонденту "РГ" рассказала куратор проекта "Россия без сквернословия" Надежда Митрофанова, которая побывала в Заполярье по приглашению прихода храма Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше, чтобы поделиться опытом подобной работы.
Многое, конечно, идет из семьи - если родители позволяют себе "крепкое словцо", дети обязательно будут копировать речь папы или мамы.
Многое, конечно, идет из семьи - если родители позволяют себе "крепкое словцо", дети обязательно будут копировать речь папы или мамы. / Святослав Акимов

Как отмечают эксперты, нецензурные слова все меньше признаются обществом табуированными. Этому способствует в том числе размывание границ допустимого в интернете, современной литературе, на театральных сценах. Многое, конечно же, идет из семьи - если родители позволяют себе "крепкое словцо", пусть даже и не при детях, то те обязательно будут копировать речь папы или мамы: когда больно, когда возмущен, когда расстроен.

Между тем речь - это не только способ выразить эмоции, но и важный элемент формирования личности, отмечает детский психолог сети билингвальных детских садов и школ Наталья Федькаева. Когда грубые выражения становятся привычным инструментом общения, людям сложнее находить другие формы самовыражения. В детской среде это влияет и на атмосферу в классе, и на общее качество взаимодействия.

- Мат в речи часто свидетельствует о скудном словарном запасе и неумении выразить свои чувства и эмоции иначе, - согласна и эксперт Финансового университета при правительстве РФ, кандидат филологических наук Александра Назарова. - Учащиеся должны уметь узнавать контекст и адаптировать свою речь, это важно в том числе для дальнейшей профессиональной карьеры.

К проекту под девизом "Слово .мама. свято! Говори без мата" присоединяется все больше школ, детских лагерей, учреждений дополнительного образования в разных регионах страны. В конце января - начале февраля состоялся первый всероссийский марафон "21 день без сквернословия: я и моя семья".

- Кто-то из его участников смог продержаться, кто-то нет, поскольку вредную привычку невозможно искоренить сразу, но и взрослые, и дети отмечали улучшение самочувствия и прилив энергии, - рассказала Надежда Митрофанова.

А участница марафона 40-летняя Ирина Строкина к концу акции написала в дневнике, который полагалось вести всем: "Речь стала гораздо чище. Какие-то волнения менее выражены. Мне даже кажется, что раздражительность ушла. Ну, то есть я не растравливаю в себе такие чувства, дабы ненароком не сказать лишнего".

Регионов Северо-Запада в списке действующих отделений проекта "Россия без сквернословия" пока практически нет: в марте этого года начало работу региональное отделение в Калининградской области, а Мурманская область только присматривается.

Поддержать начинание готовы представители Русской православной церкви в Кандалакше, отметила пресс-секретарь Кандалакшского благочиния Светлана Петрова. Согласно православному учению, мат является грехом, хотя он и помогает человеку выплеснуть накопившуюся агрессию, являясь своеобразным "обезболиванием". Но если к подобному средству прибегать слишком часто, наступает привыкание, что и наблюдается в современном обществе. Бороться с этим запретами крайне сложно, поэтому - надо возглавить, как говорится.

- Можно собирать банк слов в классах и учебных группах: если кто-то выругается, оставляет в банке слово-синоним, а в конце недели или месяца банка открывается и все синонимы зачитываются и обсуждаются, - предлагает Александра Назарова. - Можно устраивать ролевые игры и мини-сценки, где участники разыгрывают конфликтную ситуацию и ищут способы выражения без мата. А еще можно проводить дебаты на очень актуальные и вызывающие эмоции темы и вступить в спор. Победит та команда, которая убедительно отстаивает свою позицию литературным языком.

Компетентно

Тамара Грицкова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории:

- Первый и главный шаг - не устраивать трагедию из-за одного услышанного слова. Спокойно и твердо скажите: "В нашем классе такие слова не используют. Они обижают других и показывают не уважение, а слабость".

Если ученик в школе пользуется ненормативной лексикой, нужно обязательно информировать родителей о замеченном, но не с позиции жалобы, а с позиции поиска совместного решения. Важно выяснить, не является ли проблема реакцией на сложную ситуацию в семье.

Главная задача - не запугать ребенка, а помочь ему понять, что богатый и красивый язык - это гораздо более эффективный и достойный способ выразить себя и стать по-настоящему сильным и уважаемым человеком.