
В Алтайский край иностранные работники из визовых стран ежегодно приезжают в рамках квоты.
Так, на этот год квота - 532 человека. Из них большинство приехали из Индии - 410 человек и Китая - 97 человек. Есть еще приезжие из Вьетнама и Таиланда. Трудятся иностранцы из "экзотических" стран в основном швеями, поварами и массажистами.
Выходцы из Индии работают в крае уже три года на предприятиях легкой промышленности, швеями. Причем, что показательно, индийские швеи все поголовно - мужчины. Так, большой опыт работы с ними у Барнаульской швейной фабрики.
- Квалифицированных кадров у нас дефицит, - рассказала "РГ" - Неделе Людмила Жигулина, руководитель отдела персонала Барнаульской швейной фабрики АО "БТК-групп". - Поэтому мы и стали использовать труд рабочих из Индии. Первая квота была в 100 человек. Опыт оказался положительный, и мы в итоге набрали еще столько же.
Хотя, как признаются на фабрике, привлекать иностранцев из дальних стран на работу трудоемко и дорого, даже с учетом того, что потом мигранты, конечно, все отработают. Так, нужно заплатить госпошлины, купить билеты на дорогу. А это не меньше 50-70 тысяч за билет. Кроме того, надо оформить прописку, предоставить рабочим общежитие. И конечно, дать им определенный уровень зарплаты. Иначе никто на работу не поедет. Зарабатывают на фабрике 50-60 тысяч в месяц.
Другие трудности связаны с особенностями менталитета индийцев и знанием русского языка. Без переводчиков не обойтись. Но, как говорят на фабрике, работают индийцы очень добросовестно. Правда, есть проблема с разным уровнем образования индийских мужчин, набранных из разных провинций и каст. Кто-то обучен грамоте, а кто-то - увы... Но этот недостаток у них компенсируется прекрасно развитой моторикой и способностью все схватывать на лету. У малообразованных работников возникает больше трудностей на бытовом уровне: некоторые впервые в жизни знакомятся с унитазом, умывальником и частью бытовых приборов.
Как говорят работодатели, индийцы, прибывшие в самой первой волне набора, ментально в чем-то уже становятся похожими на русских. Некоторые, правда, по традиции до сих пор пытаются кланяться руководителям. На фабрике к ним относятся доброжелательно и стараются максимально социализировать.
Начал приглашать на работу граждан из Индии и рыбоперерабатывающий завод в Калининградской области. Привлекают индийцев, а также выходцев из Ливана в регионе на работу в отели и рестораны.
"Находить с ними общий язык непросто, они практически не говорят по-русски, в отличие, например, от граждан Узбекистана, - призналась исполнительный директор регионального представительства Федерации рестораторов и отельеров России Вера Ярмолюк. - Поэтому мигрантов в сферу гостеприимства принимаем только в качестве линейного персонала, который напрямую никак не взаимодействует с гостем".

Пока без иностранной рабочей силы региональная экономика, по заверению бизнеса, не справляется.
"Поскольку законодательство движется в сторону ужесточения миграционной политики, то привлекать иностранцев можно по принципу трудовой вахты, - считает руководитель строительной компании "СТСБ-Сервис" Елена Левицкая. - Схожая схема уже давно существует в Эмиратах, например. - Я просто хочу привезти работников на стройку, чтобы они выполнили свои обязанности и уехали обратно. Зачем ему досконально знать конституцию и все российские праздники, если его задача - класть кирпичи".
Между тем далеко не у всех предпринимателей складывается положительный опыт с работниками из стран дальнего зарубежья.
"Студенты из африканских стран и Индии, которые учились в Астрахани, уже подрабатывали на сборе урожая, - говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Приволжского района Астраханской области Зулкипли Рамазанов. - Но с ними очень сложно, у них другой менталитет, к тому же быстро стало понятно, что наша астраханская жара им не под силу".
Как говорит Зулкипли Рамазанов, конечно, их не сравнить с работниками из наших бывших союзных республик - Узбекистана, Таджикистана. В этих странах схожие климатические условия, и они вполне способны выдержать астраханское пекло. Мы все люди советской закалки - понимаем друг друга без слов, знаем, что надо трудиться не покладая рук.
В целом в этом году нам очень не хватает приезжих работников на полях. Так что мы будем рады любым иностранным помощникам в поле. Сегодня для трудовых мигрантов стоят жесткие условия по обязательной сдаче экзамена на знание русского языка. Но, признаюсь, я не понимаю, зачем он нужен, если они просто собирают капусту или помидоры. В результате - у фермеров убытки. 20 лет назад я выращивал томаты и сдавал их оптом по 17 рублей килограмм. Тогда сборщикам урожая я платил 350 рублей в день. Сегодня рабочему на полях из-за острого дефицита кадров мы вынуждены платить до 5 тысяч за день.
Нурзида Бенсгиер, исполнительный директор ассоциации "Некоммерческое партнерство "Межнациональный информационный центр":
"Решит ли проблему острого дефицита кадров замена мигрантов из стран СНГ на работников из дальних стран? На мой взгляд, это иллюзия. Выходцы из стран бывшего Союза одной с нами "крови", я уж молчу про наше общее историческое прошлое - сегодня об этом вспоминают все реже. Очень важный фактор состоит в том, что мигранты из СНГ либо знают русский язык, либо стремятся его знать. В отличие от приезжающих к нам из стран дальнего зарубежья. Поскольку им это и не нужно: по новому закону им разрешено будет не сдавать экзамен на знание русского. Предполагается, что они будут приезжать сверх обозначенных квот на рабочую силу, на строго определенный период, жить в закрытом периметре, а значит, практически не выходить в город и работать на заранее предписанных производствах. При этом часто ссылаются на опыт Эмиратов и Катара, где приезжие рабочие живут на закрытых территориях. Но, во-первых, мы не знаем, что происходит внутри этих анклавов, а во-вторых, мы не можем мигрантам запретить покидать закрытые периметры. На это существует международное право, они же все-таки не рабы.
Будут ли они хорошими работниками, еще один вопрос. Пока, как мне рассказывали работодатели, например, на стройках выходцы из Вьетнама, стран Африки способны выполнять только самую низкоквалифицированную работу. Я уж не говорю, во сколько обходится работодателям завозить рабочих из дальнего зарубежья. И что все эти затраты в конечном итоге ложатся на нас, потребителей. Я убеждена, что при остром дефиците рабочих самых разных профессий нам крайне не выгодно отказываться от труда мигрантов из ближнего зарубежья. Любой работодатель это подтвердит".
Подготовила Елена Мационг