11 Сентября | 10 13
Дальний Восток: пространство для роста

Во глубине далеких руд
Дальний Восток играет огромную роль в структуре минерально-сырьевой базы России: он занимает лидирующее положение по объемам запасов и добыче ряда видов стратегических полезных ископаемых - золота, серебра, меди, вольфрама, олова, урана, алмазов, нефти, природного газа, угля.
Горнодобывающая промышленность имеет критически важное значение для экономики Дальнего Востока - ее доля в валовом региональном продукте входящих в его состав субъектов Российской Федерации достигает 50-80 процентов. На предприятиях, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых, заняты десятки тысяч человек, они обеспечивают спрос на продукцию многих смежных отраслей, от строительства до грузоперевозок, а также налоговые поступления в бюджеты различных уровней.
По данным Минвостокразвития России, в регионе сегодня реализуется свыше 170 проектов в области добычи только рудного сырья с объемом инвестиций 3,6 триллиона рублей, из которых уже вложено более 1,7 триллиона рублей. Начинается подготовка к освоению месторождений, открытых многие десятилетия назад, но отложенных из-за технико-экономических особенностей и/или необходимости огромных вложений в инфраструктуру.
В числе таких крупных советских проектов - Баимский ГОК на медном месторождении Песчанка, будущие предприятия холдинга "Селигдар" на месторождениях Пыркакайские штокверки на Чукотке и Кючус в Республике Саха (Якутия), полиметаллическое месторождение Сардана в Якутии.
Георгий Смирнов, генеральный директор "Нордголд":
Другая, менее обширная группа месторождений - открытия последних лет, сделанные благодаря введению упрощенного порядка получения права пользования недрами для целей геологического изучения. Какие-то из них уже вовлекаются в экономический оборот. Наглядный пример - Токкинское месторождение в Олекминском районе Якутии, открытое геологами компании "Нордголд" в 2020 году. Первый передел одноименного ГОКа был запущен на десятом Восточном экономическом форуме в 2025 году, вывести предприятие на проектную мощность в 5 миллионов тонн руды в год планируется к 2027 году.
Технологии и кадры решают все

Освоение одного только Токкинского месторождения позволит создать на юге Якутии более 500 современных рабочих мест. Вместе с тем реализация таких инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе связана с целым комплексом трудностей. Многие минерально-сырьевые объекты находятся в чрезвычайно удаленных от больших транспортных магистралей районах со сложными географическими и горно-геологическими условиями. Кроме того, ретроспективный анализ запасов драгоценных металлов, имеющихся в недрах Дальнего Востока, показывает рост в них доли бедных и упорных руд, требующих более сложных методов обогащения.
Для успешного преодоления перечисленных проблем требуются модернизация технологий переработки сырья, развитие логистической и энергетической инфраструктуры, цифровизация производственных процессов, подготовка профессиональных кадров.
Одновременно необходимо более активно внедрять современные технологии, позволяющие выявлять скрытые месторождения в предельно сжатые сроки и с минимальными затратами путем комбинированной интерпретации геологических, геофизических и геохимических данных - как полученных в ходе текущих и будущих полевых работ, так и накопленных в архивах во времена СССР.
Так, компания "Нордголд" с 2008 года поставила на государственный баланс около 630 тонн золота в Олёкминском районе Якутии. Это стало возможным благодаря применению традиционных методов поисков в сочетании с актуальными научными разработками, систематической геологоразведке на флангах действующих месторождений и прилегающих к ним площадях, совершенствованию технологий извлечения золота при уменьшении его бортового содержания.
Из сделанных геологами "Нордголд" открытий в Якутии особого упоминания заслуживает месторождение Роман с суммарными балансовыми и забалансовыми запасами более 140 тонн. За минувшие 20 лет в нашей стране найдено и разведано лишь два объекта с запасами свыше 50 тонн золота, о которых прежде не было известно.
Заявительный принцип лицензирования недр позволил более активно привлекать частный капитал в геологоразведку и кратно увеличить открытия новых месторождений, включая такие крупные, как Лугокан (Забайкалье) и Роман, отметил президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарной сессии ВЭФ 5 сентября.
Особенности реального недропользования
Готовность крупных недропользователей брать на себя риски, связанные с поисками и ранней стадией геологоразведки, наглядно подтверждается интересом, который вызвала у бизнеса недавно открывшаяся возможность участвовать в региональном геологическом изучении недр.
В то же время эта готовность зачастую упирается в длительные сроки рассмотрения документов по заявкам на выдачу лицензий на поиски, оценку и разведку. Современный уровень цифровизации позволяет сократить эти сроки практически до недели, проверяя корректность сведений из заявки и получение согласований ответственных ведомств и министерств почти мгновенно, но пока получение лицензий может составлять год и более.
Государственная экспертиза проектов геолого-разведочных работ занимает не менее шести месяцев вместе с написанием проекта ГРР. При этом зачастую она, по сути, не нужна - в ходе изучения той или иной площади методики изучения и объемы работ неизбежно меняются. Процедура не несет значимой пользы для государства, при этом ведет к существенному увеличению сроков подготовительных работ, усложнению и удорожанию деятельности для инвесторов. Логичнее было бы заменить ее на обязательное предоставление планов и результатов геолого-разведочных работ в Федеральное агентство по недропользованию в сокращенном табличном виде. Поисковые работы, которые не наносят ущерба окружающей среде, можно было бы проводить без получения лицензии в уведомительном порядке или же с получением лицензии сроком на один-два года в упрощенном порядке с возможностью последующего продления.
Подобные меры обеспечили бы уменьшение срока поисковых работ, начиная от подготовки их проектов и заканчивая выдачей лицензий, с 3-4 лет до 3-8 месяцев. Фактически за один полевой сезон можно было бы провести все работы, необходимые для принятия решения о дальнейших действиях в отношении территории.
Впрочем, и экспертиза технико-экономических обоснований и отчетов с подсчетами запасов месторождений сегодня не создает большой ценности для недропользователей. Ее успешное прохождение не означает, например, автоматического предоставления под нее банковских гарантий по кредитам, или получение налоговых вычетов, или иной формы государственного поощрения ведения работ ГРР, которые на стадии подготовки ТЭО временных или постоянных разведочных кондиций требуют существенных финансовых вложений. Для решения актуальной задачи привлечения инвестиций в наращивание минерально-сырьевой базы страны целесообразно было бы придать финансовую силу протоколам Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) для получения под них заемных средств в банках по субсидируемой государством процентной ставке под финансирование геолого-разведочных работ. И, конечно, остается актуальной задача сближения технико-экономических обоснований и отчетов с подсчетом запасов, готовящихся по требованиям ГКЗ, с международными стандартами отчетности.
И если темпам реализации золоторудных проектов поддержку оказывают относительно короткий инвестиционный цикл и компактность конечной продукции, то проекты по добыче цветных металлов находятся в более уязвимом положении, так как длительные сроки получения лицензий усугубляют естественные риски, связанные с более долгим строительством и необходимостью создания более серьезной транспортной инфраструктуры.
Снижение зарегулированности отрасли и отказ от устаревших ограничений значительно облегчили бы работу недропользователей без ущерба для государства и угроз для окружающей среды. А рост инвестиций в освоение месторождений в Дальневосточном федеральном округе и по России в целом - это современные рабочие места, повышение налоговых отчислений и укрепление благосостояния страны.