По словам главы Росавиации, которые приводит ТАСС, инфраструктурный сбор будет взиматься в рамках концессионных соглашений, первые из которых планируется заключить с аэропортами Кемерово, Ставрополь и Чита. Проект распоряжения о заключении концессии с кемеровским аэропортом ведомство уже направило в Министерство транспорта РФ и, по мнению Дмитрия Ядрова, скоро документ передадут на согласование в федеральные органы исполнительной власти. При этом руководитель агентства отметил, что в Кемерове будет реализован "шаблонный проект", на который должны ориентироваться следующие участники.
На концессии власти возлагают большие надежды. В мае 2025 года на совещании под председательством премьер-министра РФ Михаила Мишустина Дмитрий Ядров заявил, что этот механизм позволит до 2030 года обновить взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перроны 28 российских аэродромов. При этом частные инвестиции могут превысить 124 миллиарда рублей, что составляет 45 процентов от всей стоимости реконструкции этих аэродромов. А инвесторы вернут вложенные средства за счет инфраструктурного сбора, который будут платить как авиакомпании, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки.
Первого сентября 2025 года вступил в силу закон о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ, предусматривающий введение сбора на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта. Перечень аэропортов, в которых он будет взиматься, должно утвердить правительство России. Оно же примет решения о формировании групп аэропортов на основании заявлений их собственников - это нужно для реализации котлового метода учета затрат на реконструкцию. То есть полученные всеми участниками группы поступления от сбора будут аккумулироваться и потом тратиться на обновление определенных объектов этих же аэропортов.
Предполагается, что размер инвестиционного сбора составит 150 рублей за каждого перевезенного пассажира, умноженные на предусмотренный законом о федеральном бюджете коэффициент инфляции. При этом правительство России сможет корректировать установленную сумму - например, в случае сокращения пассажиропотока аэропортов, в которых действует сбор, или изменения ключевой ставки Банка России. Оператором сбора правительство видит подведомственное Росавиации ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
В случае принятия правил расчета инфраструктурного сбора они будут действовать с 1 марта 2026 года до 1 марта 2032-го.
Что касается аэропорта Кемерово, то его "шаблонный" статус не случаен. В 2023 году там началась реконструкция взлетно-посадочной полосы. Выполнен первый этап - это около трети общей протяженности ВПП (1,02 из 3,2 километра). На завершение работ предполагается привлечь кроме 9,3 миллиарда рублей из средств федерального бюджета еще и 12,4 миллиарда рублей внебюджетных инвестиций - именно это и станет задачей будущего концессионера.
Прямая речь
Дмитрий Ядров, руководитель Росавиации:
В новом федеральном проекте "Развитие опорной сети аэродромов" приоритетно будет использоваться механизм концессии. В соответствии с действующим законодательством стоимость привлеченных концессионером инвестиций включается в тариф того аэропорта, который реконструируется. И это, конечно, приводит к существенному росту тарифной нагрузки - от 80 рублей в Калининграде до 700 рублей в аэропорту Чита, потому что пассажиропоток там совершенно другой. Поэтому был предложен механизм "котлового метода". То есть тарифная нагрузка будет распределяться равномерно на все аэропорты холдинга. При реализации данного подхода она составит в среднем 150 рублей на одного пассажира.