
В переполненном Большом зале центра культуры и отдыха "Победа" все то время, что шел фильм, царила тишина: ни перешептываний, ни хруста попкорна. Один час двадцать минут пролетели словно миг. Неужели в такой небольшой хронометраж можно было уложить роман классика? Раннее произведение Льва Толстого "Семейное счастье" с трудом вспоминают даже те, кто в университете с карандашом штудировал его величайшие романы. Они будут после. В "Семейном счастье", действие которого не выходит за рамки двух имений (Покровское и Никольское), Санкт-Петербурга и поездки на воды за границу, не обсуждают политику, военные баталии, не говорят о судьбе России.
В основе сюжета взаимоотношения семнадцатилетней Маши, которая в раннем возрасте осталась без родителей, и 37-летнего Сергея Михайловича, который как друг семьи вынужден был стать опекуном для сироты и вести хозяйственные дела в имении.
Повзрослев, девушка стала ощущать волнение и трепет, когда в имение ее родителей - Покровское - приезжает Сергей Михайлович. Она первой делает шаг навстречу отношениям. Но мужчину, хоть и он тоже уже по-другому смотрит на Машу и заглядывается на ее неприкрытое колено, терзают сомнения, связанные и с большой разницей в возрасте, и со статусом опекуна. Но внутри себя признает, что на смену дружеским и отеческим чувствам приходят иные. И это только начало, далее сюжетная линия простирается на несколько лет, и героям предстоит пережить не одну ссору, взросление и понимание своей роли в семье. В основу романа Толстого легла история его отношений с Валерией Арсеньевой, на которой писатель собирался жениться.
"Какая молоденькая", - перешептываются зрители, когда Стася выходит на сцену в зале кинотеатра "Победа". Вопросов и желающих поделиться впечатлениями так много, что встреча продлилась дольше, чем сам фильм.
С романом, который Лев Николаевич написал в 31 год, 27-летнего режиссера познакомил ее свекр - Владимир Ильич Толстой (Стася замужем за Иваном Толстым). Прочитав книгу за один вечер и расплакавшись, Стася тут же села за сценарий.

- Думаю, мой свекр решил, что мне было бы интересно поразбираться в описанных отношениях, и оказался прав. Роман, повествование в котором ведется от лица молодой девушки, - по всем критериям идеальный подарок для молодого режиссера, еще и девушки, поэтому, как мне кажется, мне сразу удалось нащупать Машу в себе и себя в Маше. И я просто стала писать. Но я настаиваю на том, что это не экранизация романа, а, конечно же, история по мотивам. Понимание этого дало мне свободу рассказать ее так, как я почувствовала. Мне хотелось создать кино вне времени и говорить на современном языке, - поделилась Стася Толстая.
Она училась у кинорежиссера Сергея Соловьева, а генеральным продюсером фильма "Семейное счастье" стал Алексей Учитель. "Так что мне очень повезло с мастерами", - говорит режиссер, предвосхищая вопросы о ней самой.
Зрители не могли не отметить потрясающий кастинг, а в фильме снялись Евгений Цыганов (Сергей Михайлович), Ирина Розанова, Юлия Снигирь, Елена Морозова, Мариэтта Цигаль-Полищук, молодые и пока малоизвестные актеры Евгения Леонова (Маша), Владислав Ценев (маркиз) и другие.
- У меня есть свое актерское агентство "Мечтатели". Я несколько лет назад предложила Евгении Леоновой сотрудничество с нами, а во время кастинга для фильма пригласила ее на пробы. Их было много. В итоге Женя была утверждена на роль Маши, - ответила на прозвучавший из зала вопрос Толстая.

Также все обратили внимание на музыкальные композиции. В картине, визуально выполненной в декорациях начала XIX века, прорываются современные мотивы и ритмы. И, как ни странно, это не режет слух, не бьет по глазам. Настолько все органично вплетено. Музыка в фильме оригинальная и написана композитором, продюсером Олегом Трояновским. Стася сама исполнила песню "Звезда", написанную ею в соавторстве с композитором Александром Зеновым.
- Я сказала: нам надо помочь зрителю войти в Петербург с таким ощущением, с каким входит наша героиня Маша. Нам надо, чтобы зритель вместе с нами перевернулся в сознании. Мы добивались этого ощущения через музыку, через электронные мотивы. Но начали нащупывать это раньше, чтобы все-таки не шокировать зрителя, а подготовить его. В целом, романсы, песни, которые звучат и переложены на современную музыку, в основе своей имеют тексты XIX-XX веков. Все-таки хотелось отдать дань тому времени, но рассказывать историю вне времени, найти вечные вопросы, темы, тексты, смыслы и вокруг них танцевать, - поделилась режиссер.
Для нее было важным создать не фильм-шкатулочку, которую захочется поставить на полочку и любоваться, а снять кино вне времени. Ведь, на самом деле, в "Семейном счастье" все проблемы актуальны и созвучны сегодняшнему дню.
- А что сказал свекр, посмотрев фильм?
"Он одобрил", - сказала Стася. Как и музейные работники в Ясной поляне, и жюри 47-го ММКФ, отдавшее приз "За лучшую мужскую роль" актеру Евгению Цыганову за исполнение роли Сергея Михайловича. Картина также стала фильмом открытия второго фестиваля молодого кино "Новое движение" в Великом Новгороде.