
В Петербурге, Ленинградской области и еще четырех регионах Северо-Запада продолжают расти объемы пригородных пассажирских перевозок по железной дороге. С начала 2025 года электричками воспользовались более 69,4 миллиона человек - на четыре процента больше, чем за восемь месяцев прошлого. Только за летний период перевезено 40 миллионов пассажиров. И есть все основания полагать, что рекорд 2024 года в итоге будет перекрыт.
Почему все больше людей предпочитают электричку другим видам транспорта? Для ответа достаточно посмотреть на статистику перевозок по конкретным направлениям. В тройку станций с максимальным пассажиропотоком входят Купчино, откуда с начала года отправлено 2,3 миллиона пассажиров, Колпино (1,6 миллиона) и Девяткино - 1,4 миллиона.
Первые три станции жители Петербурга и Ленобласти активно используют для поездок на работу и учебу. Но электричка не довезет прямо до офиса или вуза - нужна еще удобная стыковка с общественным транспортом. Северо-Западная пригородная пассажирская компания совместно с правительством Санкт-Петербурга реализует проекты по интеграции железнодорожных перевозок в транспортную систему Северной столицы, отмечает генеральный директор АО "СЗППК" Кирилл Корнилин. В итоге из целого ряда населенных пунктов региона и отдаленных районов города доехать до нужной точки в его центре будет быстрее по схеме "электропоезд плюс общественный транспорт".
Сделать этот путь пассажира бесшовным помогает организация тактового движения пригородных поездов в часы пик на маршрутах "рабочего" пассажиропотока. Уже пятый такой маршрут Сестрорецк - Санкт-Петербург запущен в декабре 2024 года совместно с Октябрьской железной дорогой и правительством Санкт-Петербурга. С тех пор им воспользовались около 1,7 миллиона пассажиров.
Движение "в такт" организовано и на таких популярных направлениях с трех петербургских вокзалов, как Павловск, Ораниенбаум, Красное Село и Мельничный Ручей. В общей сложности с момента запуска первого "такта" по всем пяти маршрутам перевезли уже около 82 миллионов человек.
Напомним, что при тактовом движении электрички отправляются через равные промежутки времени - как поезда в метро. Это позволяет пассажирам отправляться на работу и обратно домой без оглядки на расписание. Такая логистика способствует росту числа пассажиров пригородного железнодорожного транспорта.
Количество поездов на разных направлениях зависит от сезона. Минувшим летом его увеличивали на 5 процентов по будням и на 15 процентов по выходным, чтобы все дачники и туристы смогли добраться до садоводств и дворцовых пригородов. А с 19 сентября в связи с сезонным снижением пассажиропотока так называемые размеры движения постепенно начнут меняться в другую сторону.
Окончательный переход на зимнее расписание намечен на 26 октября: электричек станет на 4 процента меньше по будним дням и на 12 процентов по выходным. В связи с этим частично изменится график движения пригородного транспорта на Московском, Северном, Финляндском, Витебском и Балтийском направлениях. Планируется, что зимой по рабочим дням будут курсировать в среднем 388 пар поездов, а по выходным - 333 пары.
Пассажиру важно не только расписание поездов, но и их качество. Многие стараются купить билет именно на "Ласточку": поездка на ней будет намного комфортнее. Второго сентября этого года исполнилось десять лет с тех пор, как первая "Ласточка" появилась на полигоне Северо-Западной пригородной пассажирской компании. С тех пор такие электропоезда перевезли по всем маршрутам 132 миллиона человек. Пальму первенства удерживает маршрут Финляндский вокзал - Выборг: свыше 41 миллиона пассажиров. На "Ласточке" из Петербурга также можно уехать в Великий Новгород, Ораниенбаум, Гатчину, Тихвин - всего по пятнадцати маршрутам.
К юбилею этого поезда выпущена тематическая транспортная карта, на которую можно записать абонементный билет для многократных поездок по пригородным маршрутам.
А в мае этого года пригородные пассажирские перевозки в СЗФО вышли на новый уровень: на Балтийском направлении отправился в первый рейс электропоезд нового поколения ЭС104 "Финист" из восьми вагонов. Считается, что с его появлением началась новая эра в пригородных перевозках по железной дороге - эргономичная, технологичная и ориентированная на пассажира. Отечественный "Финист" вмещает 656 пассажиров. В вагонах - системы поддержания микроклимата и обеззараживания воздуха, зарядки для гаджетов, удобные кресла для длительных поездок, велокрепления и багажные полки для ручной клади.
На полигоне СЗППК таких поездов уже пять. Кроме того, в ближайшее время планируется дополнительно приобрести еще один, а также взять в аренду новый подвижной состав ЭП2 ДМ из шести вагонов. Уже в октябре его планируют запустить на маршруте в Сестрорецк.
Развитие внутреннего туризма вдохновило железнодорожников на создание комплексных продуктов: поездка на пригородном поезде плюс экскурсии. Одним из самых популярных проектов стал "Туристский вагон". Минувшим летом его пассажиры побывали в Выборге, Великом Новгороде и Гатчине. А во Всемирный день туризма - 27 сентября - состоится дополнительная поездка "Турвагона" в Выборг. Финальное путешествие сезона запланировано на 4 октября.
В этом году в туристских перевозках активно участвовал ретропоезд "Лахта". Летом его можно было увидеть в тех пригородах Петербурга, где проводились фестивали и другие массовые мероприятия. Под занавес сезона - 5 октября - исторический состав побывает в Павловске. А 27 сентября состоится пешеходно-железнодорожная экскурсия в этот город: по дороге с Витебского вокзала пассажиры посетят знаковые места в истории Царскосельской железной дороги.
Отдельная линейка турпродуктов связана с Великим Новгородом. Совместно с его государственным музеем-заповедником перевозчик предлагает специальный абонемент "Экскурсионный Новгород", включающий проезд на "Ласточке" из Петербурга и обратно, а также пешеходную экскурсию по Новгородскому кремлю.
В навигацию большим спросом пользовались ежедневные мультимодальные маршруты, объединяющие железнодорожный и водный транспорт: Сортавала - Валаам, Петрозаводск - Кижи, Санкт-Петербург - Петергоф и другие. А 18 сентября запустят новый мультимодальный маршрут из Северной столицы в Коневец.
В новом зимнем сезоне из Петербурга на снежные трассы Ленобласти и из Мурманска в Апатиты снова помчатся "Лыжные стрелы" - специальные поезда выходного дня для любителей активного образа жизни.
На полигоне СЗППК с прошлого года возобновил работу и международный маршрут Великие Луки - Алеща. До этой белорусской станции можно добраться за три часа без пересадок, пройдя упрощенную процедуру погранконтроля. А оттуда удобно добираться до любой точки Беларуси.
В конце августа СЗППК впервые приняла участие в международном железнодорожном салоне "PRO//Движение. Экспо". Совместно с правительством Северной столицы компания представила стенд, отражающий будущее пригородного железнодорожного транспорта в Санкт-Петербургской агломерации. Теперь это часть постоянной экспозиции Музея железных дорог России, которая позволяет совершить путешествие в будущее. В частности, она рассказывает о развитии подвижного состава и объединенной транспортной системы.
Одна из точек роста пригородных пассажирских перевозок - развитие бесконтактных сервисов. Более половины билетов на электрички - 52 процента - сегодня продается с помощью "безлюдных" технологий. Возросший спрос обусловлен удобством использования, экономией времени и денежных средств. Так, при покупке билета в приложении "РЖД пассажирам" на территории Петербурга и Ленинградской области действует пятипроцентная скидка. Планомерно внедряется возможность оформления билетов для льготных категорий пассажиров через мобильные приложения. Уже запущены продажи для льготных категорий федерального и отдельных льготных категорий регионального уровня в "РЖД пассажирам". Аналогичный пилотный проект реализуется для многодетных семей Северной столицы.
- Оформление билетов через стационарные кассы снижается, - отмечает генеральный директор АО "СЗППК" Кирилл Корнилин. - В связи с этим мы проводим оптимизацию работы кассовых окон, закупаем современные терминалы самообслуживания. Рост числа билетов, оформленных через сервисы, позволил создать комфортные условия для всех пассажиров и эффективно использовать ресурсы компании. Это способствовало уменьшению очередей в кассах и более равномерному распределению пассажиропотоков.
В сентябре этого года заработал новый цифровой сервис - чат-бот в Telegram "Электрички РЖД". С его помощью можно прямо в мессенджере купить разовый билет на пригородный поезд. После оплаты пассажир получает штрихкод для поездки. Предусмотрен сценарий экспресс-покупки, который позволяет максимально быстро - за пару кликов - получить билет на ближайший поезд. Чат-бот работает в режиме 24/7. С развитием технологий у пассажиров будет появляться все больше новых возможностей.
В следующем году СЗППК исполнится 20 лет. Решение о создании пригородного перевозчика на территории Октябрьской железной дороги было принято в 2006 году. Сегодня он обслуживает шесть регионов СЗФО и ежедневно перевозит свыше 275 тысяч пассажиров.
Пригородные перевозки - это не только поезда, но и люди. На полигоне работают около двух тысяч человек, из них каждый четвертый - молодой специалист. Более 70 процентов сотрудников - фронтлайн-персонал: билетные кассиры, в том числе работающие непосредственно в поездах.