В ближайшие месяцы снижение ключевой ставки сделает автокредиты более доступными, что приведет к реализации отложенного спроса на рынке - это откроет новое окно возможностей для роста отраслевых финтех-проектов. В интервью "РГ" гендиректор ОФП "Открытый финансовый маркетплейс" Алексей Бородавин рассказал, в чем преимущество такой платформы перед традиционными банковскими сервисами и как будет складываться конкуренция в этой сфере в обозримом будущем.

Алексей, в прошлом вы не один десяток лет успешно проработали в традиционном банковском бизнесе. Почему решили сменить вектор и ушли в новый проект?
Алексей Бородавин: Для меня очень важен вызов и интерес к задаче. Близкий человек когда-то заметил, что я все время ищу вызовы - этим я и занимался 23 года в "Росбанк Авто", пока не решил уйти на пике. Когда Леван Назаров, основатель финтеха Баланс-Платформа, предложил мне перейти в новый амбициозный проект, я воспринял это как новую вершину, которую теперь предстоит покорить.
Я очень благодарен своей прошлой команде и руководителям, которые давали мне возможность раскрывать потенциал. Теперь я использую весь свой опыт для того, чтобы создать совершенно новые сервисы, которые облегчат жизнь сотрудникам дилерских центров и их клиентам.
Российский рынок финтеха - один из самых быстроразвивающихся в мире, и у нас уже работают десятки, если не сотни уникальных решений. В чем принципиальные отличия вашего продукта?
Алексей Бородавин: Большинство существующих решений - условные "версии 1.0" - ограничились лишь первым шагом: они собрали банки и страховые компании в одном интерфейсе. Однако на этом развитие застопорилось: такие платформы не стали ближе к клиентам, которые давно ушли в онлайн в поисках удобных сервисов, и не предложили единого клиентского пути. По сути, их возможности полностью зависят от партнерских банков и страховщиков.
Мы пошли другим путем. Наша модель строится вокруг клиента: мы сопровождаем его онлайн, а затем без лишних задержек переводим в дилерский центр. Там сделка оформляется максимально быстро, а сам процесс занимает минимум времени и оставляет у человека положительные эмоции. Лицензия ОФП (оператора финансовой платформы. - Прим. Ред.) позволяет нам поддерживать высокий уровень сервиса, не оглядываясь на уровень цифровизации банка. Если у банка нет нужных функций, мы берем их на себя.
В итоге каждый участник получает сервис, который сейчас не может предложить никто. Весь процесс у нас проходит в шесть раз быстрее, чем у решений "версии 1.0".
Расскажите подробнее, что именно получают участники этой цепочки? В чем заключается выгода для автобрендов, дилеров и банков?
Алексей Бородавин: Преимущества для всех участников вполне очевидны. Бренды получают полную аналитику воронки продаж, рост конверсии с сайта бренда в сделку и улучшение клиентского опыта. Данные о клиентах накапливаются и актуализируются за счет интеграции с "Госуслугами" и почти 80 внешними источниками в течение десятилетий. Это позволяет строить долгосрочную стратегию лояльности и стимулировать повторные продажи.
В пользу дилеров работает механизм привлечения онлайн-трафика с "прогретыми" клиентами и готовыми, структурированными сделками на условиях самого дилера - остается лишь оформить документы. Автоматизация процессов снижает ошибки в работе кредитно-страхового отдела до нуля и сокращает время обслуживания клиента в 5-6 раз. Современные цифровые сервисы повышают удобство, а единый клиентский путь уменьшает расходы на обучение сотрудников.
Что касается финансовых организаций, мы учитываем, что уровень цифровизации у разных банков неодинаков. Наша команда закрывает любые технологические разрывы, позволяя уйти от конкуренции только ценой и выигрывать за счет технологий. Это может быть отдельный модуль - электронная сделка, взаиморасчеты, система принятия решений - или полноценная автокредитная вертикаль "под ключ", которую мы запускаем за несколько месяцев.
Наш конвейер автокредитов включает полностью электронное досье и сделку через ПЭП, без бумажных документов и ошибок. Такой формат становится отраслевым стандартом. Дополнительно мы помогаем банкам наладить ежедневную отчетность, омниканальное управление трафиком и работу с региональной сетью, что позволяет конкурировать с лидерами рынка без участия в демпинговых механиках.
Учитывая, что ваш проект уже активно работает на рынке, должны быть какие-то результаты, демонстрирующие его востребованность. Можете поделиться ими?
Алексей Бородавин: Да, безусловно. За первый год нашими услугами воспользовались более 45 тысяч уникальных клиентов, а на 11 тысяч заявок были получены положительные решения банков. Интересно, что где-то 20% этих цифр мы получили в августе, когда на фоне улучшения денежно-кредитных условий в экономике авторынок начал оживать. Это значит, что в ближайшей перспективе наши результаты будут расти еще быстрее.
Показательно, что эти результаты привлекли внимание крупных игроков на рынке - сейчас мы реализуем совместные проекты с "Фреш", "Оптима", "РОЛЬФ", "Дром", "Тачки", ОТП банком и не только.
Что если другие игроки начнут запускать сервисы, аналогичные вашему? Тем более игроков на "стадии 1.0" на рынке достаточно много и им не придется запускать аналогичные платформы с нуля.
Алексей Бородавин: Действительно, не мы одни работаем на этом рынке, и многие крупные компании уже готовятся выйти к пользователям со своими предложениями - среди них есть и крупные известные финансовые маркетплейсы. Но выигрывает тот, кто первым создаст отраслевой стандарт, и мы находимся в авангарде этой новой технологической волны. В этом смысле конкуренция только помогает нам двигаться быстрее.




