
150 мастерских художников, не говоря уж о квартирах, библиотеке, киноклубе, столовой, образовывали пространство, которое мы сегодня бодро называем "арт-кластером", а тогда звали "арт-коммуной". Здесь в разные годы жили и работали Владимир Татлин и Александр Тышлер, Игорь Грабарь и Давид Штеренберг, Эрнст Неизвестный и Вадим Сидур, Александр Лабас и Юрий Пименов... И если говорить о "гении места" Верхней Масловки, то придется принять, что он тут многоликий. Пожалуй, даже тысячеликий, поскольку работали тут в разные годы почти 1300 авторов, чьи работы сейчас - в крупнейших музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.
Музейный центр "Масловка. Городок художников", который открывается 19 сентября на Верхней Масловке, 3, не только не почил в бозе, но жив и активен. Здесь, в соседних зданиях по-прежнему работают художники, здесь скрипучие деревянные лестницы ведут на антресоли, где рядом с гипсовыми скульптурами, папками с рисунками, рабочими блокнотами можно увидеть чемодан знаменитого скульптора, в котором уместился весь его архив в момент смерти. Здесь искусство - в родном доме. Не на выставке, не в музейном запаснике - дома, в мастерской, где оно родилось.
Как ни странно, это не облегчает "музеефикацию", но, пожалуй, делает задачу чертовски трудной. Музей любит архивы, "гербарий", коллекции, разобранные по темам. Центр "Масловка" - структура открытая, живая. Здесь обещают не только выставки, но и камерные вечера, образовательный курс Кирилла Светлякова "По следам "Бубнового валета", его кураторскую школу и экскурсии по мастерским Городка...
Василий Демин, автор книги "Масловка. "Городок художников" и основатель одноименного музейного центра, ставит архисложную задачу сохранить не только память о людях, которые здесь работали, не только показать их произведения, но и сохранить атмосферу художественной жизни. И единственный способ избежать "консервации" - это работа с живым искусством и живые исследования.
Откроется центр "Масловка" выставкой "(Не)видимый город М.". Маршрут пройдет по всем залам, ведя из "Зала репутаций" в "Кабинет", из "Библиотеки" в "Комнату призраков", оттуда - к "Лицам Масловки" и комнатам-шкатулкам... Тут можно будет найти печатную машинку Юрия Пименова, которая стала героем его натюрморта "Лирические стихи", и пять моделей попугаев "Марабу" Меера Айзенштадта, один из его "Марабу" залетел в фильм "Берегись автомобиля"... Автопортрет Нины Ватолиной покажется удивительно знакомым: художница использовала его как автоцитату в плакате "Не болтай!". И правда, заговорились тут... Пора в музей! На Масловку.