Масленичные катания и кулачные бои: Гости выставки "Образ Москвы" узнают, как развлекались горожане 200 лет назад

В столице проходит выставка "Образ Москвы"
На выставке "Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея" представлены сцены жизни столицы конца XVIII - начала XIX века. Как сообщили в пресс-службе департамента культуры города Москвы, экспозиция отображает не только архитектуру и парадные виды, но и праздники, уличные забавы и народные традиции. Гости выставки могут увидеть, как москвичи катались с ледяных гор, устраивали кулачные бои, гуляли по ярмаркам и отмечали Пасху.

Особое место занимают работы французского живописца Жерара Делабарта, созданные в 1793-1798 годах. Художник приехал в Россию в конце XVIII века, когда интерес Европы к стране был особенно велик. По заказу императорского двора он работал над серией видов Москвы для Александровского дворца в Царском Селе. Но Делабарт не ограничился архитектурными панорамами и обратился к самой жизни города: он писал не только Кремль и монастыри, но и улицы с их шумными праздниками. Для европейского зрителя такие сцены выглядели экзотикой, а для нас сегодня стали редким документом "допожарной Москвы" - города до 1812 года.

В экспозиции представлены три его жанровых полотна, посвященные городским развлечениям: "Ледяные горы на Неглинной улице во время Масленой недели", "Народное гулянье в Подновинском предместье" и "Вид Серебренических бань".

Первую картину художник написал под впечатлением от Масленицы, которая в Москве была не только временем блинов, но и всенародным праздником на улицах. В центре города ставили деревянные ледяные горы, с которых съезжали на санях, а рядом устраивали кулачные бои, игры и лепили снежные крепости. Делабарт показал не парадный город, а шум и азарт народного веселья. Для иностранца это было необычным зрелищем, не имевшим аналогов во Франции.

Сюжетом для работы "Народное гулянье в Подновинском предместье" стали пасхальные ярмарки, которые весной были центром притяжения горожан. Здесь шумели балаганы, торговые ряды, звучала музыка. Москвичи разных сословий - от ремесленников до купеческих семей - собирались вместе. Художник подчеркнул демократичность этого праздника: улица объединяла всех, а народное гулянье становилось пространством общения и радости.

После шумных гуляний москвичи отдыхали у бань на Яузе. Этому посвящена третья работа Делабарта "Вид Серебренических бань". Это было популярное место встреч, куда приходили целыми компаниями. Делабарт зафиксировал бытовую сцену, показывающую, что развлечения москвичей сочетали активное веселье и неторопливый отдых.

Традиция уличных праздников уходит корнями в древние обряды. Масленица завершала зиму и символизировала обновление, Пасха открывала сезон весенних гуляний. Для жителей Москвы - города с долгими морозными месяцами - уличные праздники становились главным способом общения, разрядки и единения. Именно поэтому катания, качели, кулачные бои и ярмарки собирали тысячи людей и оставались любимым развлечением всех поколений.

Сегодня эти картины уникальны: они происходят из императорского собрания и редко покидают Русский музей. Впервые москвичи могут увидеть их в единой экспозиции как художественное свидетельство своей истории, как визуальную память о праздниках и традициях столицы двухвековой давности.

Данный проект подготовлен к дню рождения столицы в тесном сотрудничестве Государственного Русского музея с правительством Москвы, городским департаментом культуры и ВДНХ.