Рубрика:Тюмень
19.09.202508:20

В Тюменской области сложилось более 15 креативных сообществ

В Тюменской области числится более восьми тысяч индивидуальных креативных предпринимателей и 2,5 тысячи компаний, производящих креативные продукты в области архитектуры, ИТ, медиа, музыки, рекламы. Резонно спросить: а при чем тут промышленно-энергетический форум TNF? Руководитель Тюменского агентства развития креативных индустрий Алексей Краев заявляет: основные заказчики товаров и услуг этого сегмента - в первую очередь нефтяники, а уже потом идут строители, аграрии, медицинские работники. О том, чем силен Западно-Сибирский регион и как работать с лидерами творческих сообществ, участникам главного делового события тюменской осени рассказали на тематических площадках технопарка. Стоит отметить, что сам форум в кои-то веки стартовал именно с легкого мероприятия - креативного завтрака в павильоне LIVE.

Татьяна Андреева/РГ

В Тюменской области сложилось более 15 креативных сообществ. За ремесленную отвечает кожевенник Андрей Щебельник из центра "Здесь". Команде Андрея удалось сделать цифровые профили для единого электронного портала четырем сотням мастеров со всего региона. Не надо искать уникальный презент, объезжая магазины. Информация доступна в два клика. Тем самым поднимается престиж "креативного слоя" Тюмени, ну и деньги, само собой, остаются в области и городе.

"Добавлю, что надо работать не абы как, а все равно стараться интегрировать традиционное ремесло в современность. Мотивы тюменского махрового ковра есть уже на ресторанных сладостях, одежде, аксессуарах, даже на сапах. Точно так же можно обыгрывать тему тюменской домовой росписи, тобольской резной кости, кожи, дымников. В мире актуальна мода на русскость!" - обозначил тренды Щебельник.

Музыкантов города, пишущих авторские композиции, в свою очередь оцифровала Сюзанна Иванова, тоже музыкант, композитор, певица и организатор событий. Она рассказала: команда запускает разные мероприятия - от Всероссийского фестиваля "Музсходка" на два дня, шесть сцен и 300 участников и проекта "МузЛаб" (лаборатория по поддержке начинающих сочинителей попала в подборку Forbes как одна из главных арт-резиденций в стране) до интернет-шоу "Вольта", настольной игры "Стань звездой" и проектного агентства. Девушка утверждает, что ее дело двигает вера и любовь.

Анна Воронова отвечает за модный блок, активно трансформирующийся после ухода с рынка зарубежных брендов. Основное мероприятие сообщества - фестиваль "Неделя моды. Сибирь", проходящий два раза в год. Осенью его очередная серия совпадет с форумом креативных предпринимателей "КПД". Вселенную игр и клуб креативных продюсеров курирует Евгений Борисов. Есть еще сообщество архитекторов и кинотусовка. А все вместе это самый молодой и, что немаловажно, бесплатный для вступления кластер Тюменской области - креативный. Большая мечта Краева - чтобы творцы нашли заказчиков в двух других кластерах - нефтегазовом и строительно-индустриальном.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Помимо того что на форуме представили сообщества, там же рассказали и о бизнесе, который их поддерживает. Заметим, что посильную помощь мастерам, певцам, артистам оказывает местное отделение "Опоры России". Его исполнительный директор Наиль Хакимов признается, что и среди членов организации немало креативных предпринимателей, социализированных, со связями, ресурсом, признанием, в конце концов.

Интересен креативный кластер крупным игрокам рынка. "Альфа-Банк", например, еще в 2021 году заключил соглашение о сотрудничестве с правительством Тюменской области, и не абы на какую тему, а именно по поддержке креатива. Инструментов хватает (конференции с раздачей грантов, инкубатор инноваций, образовательные программы), получает их тот, кто предлагает интересный кейс (кроме боевых видов искусства) и гарантирует приличный охват населения, отметила управляющая банком по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО Наталья Белокопытова.

Заместитель генерального директора по организационным вопросам компании "Газпромнефть-Ямал" Евгений Захаров признался, что коллектив никогда не думал, что поддержит фестиваль кубинского танца "Чака-Чака", это произошло на эмоциях, буквально интуитивно, но стало верным решением.

"Танцы живут, как и кинофестиваль "Ноль Плюс". Продвигаем такие проекты, как "День оленевода", "Дыхание Арктики", "Арт-лабораторию на краю Земли". Традиционно проводим грантовый конкурс "Родные города", поддерживая инициативы граждан, которые обладают социальным значением. Метрика в наших решениях относительно поддержки - качественное изменение жизни людей, их самих", - прокомментировал Захаров.

Застройщик "ЭНКО" сам развивает креативные площадки - это соседские центры в собственных жилых комплексах. Одновременно открывает двери туда для малых креативных команд: заходите, проводите свои мероприятия. Директор департамента креативных коммуникаций Вадим Толчеев рассказал, что компании также нужны охваты, узнаваемость, положительный имидж.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

В общем, креатива в областной столице хватает. Поддержка бизнеса с государством вроде бы есть. Надо еще теснее строить кооперационные цепочки с другими кластерами и, отмечает Краев, больше ценить творцов, ориентироваться именно на людей. Кстати, их помощь запросил мэр Тюмени Максим Афанасьев. На презентационной сессии "Бренд Тюмени" глава города обозначил, что перспективная ниша для креаторов любого направления - формирование брендов территорий. Современные реалии таковы, что правильные и понятные бренды ничуть не хуже продуманных стратегий градоначальников формируют положительный имидж населенных пунктов.

"Сначала ты работаешь на бренд, потом он на тебя - этот тезис актуален как для творческого народа, так и для муниципалитета. Отдачу при правильном подходе получат все", - резюмировал Афанасьев.