Не стоит торопить с заданиями. Профессор Регина Мачинская рассказала, как снизить число ошибок у школьников

Профессор Мачинская: Ошибки школьника могут быть связаны с возрастом
Школьные трудности - не всегда следствие каких-то серьезных нарушений у ребенка, нередко они носят временный характер и могут быть связаны с возрастными особенностями состояния мозга. Причем чаще всего трудный период приходится на начальный этап учебы в школе и подростковый период. Таким мнением поделилась с "РГ" заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития Института развития, здоровья и адаптации ребенка Регина Мачинская.
Таисия Воронцова/РИА Новости

"Результаты наших исследований говорят об относительной незрелости мозговых систем, которые отвечают за общий уровень активации мозга у детей предшкольного и младшего школьного возраста. Это приводит к снижению темпов работы, невнимательности и неусидчивости, - отмечает эксперт. - Поэтому не стоит торопить детей с выполнением заданий, нужно дозировать время непрерывной работы, чередуя разные активности".

Также можно отметить в этом возрасте функциональную незрелость так называемых механизмов произвольной организации деятельности и выделения нужной информации. Другими словами, могут возникать проблемы с усвоением инструкций, концентрацией внимания, планированием последовательности действий. Отсюда и ошибки при письме и чтении.

"Чтобы детям было легче, можно вместе с ними, например, повторять задания вслух, использовать специальные карточки, помогающие планировать и контролировать выполнение заданий", - советует Мачинская.

В подростковом возрасте новый виток созревания мозговых структур сочетается с гормональными перестройками, которые затрагивают весь организм. И тут уже сбоят структуры мозга, отвечающие за эмоциональные и мотивационные стороны поведения.

"Некоторые подростки теряют способность предвидеть и контролировать свои ошибки, им становится труднее концентрироваться на чем-то монотонном и оценивать свое эмоциональное состояние, - поясняет Мачинская. - В этом возрасте особенно важна психологическая помощь, в том числе индивидуальная, можно рекомендовать и психологические ролевые игры, обсуждение конфликтных ситуаций - но только на добровольной основе. Не менее важно найти такие форматы активностей, где бы подросток смог раскрыться - спорт, творчество, олимпиады, общественная деятельность и так далее".

Кстати, именно занятия, которые приносят подростку ощущение успеха и одобряются родителями и педагогами, могут служить профилактикой психологических проблем и девиантного поведения.

Мачинская также обратила внимание на то, что важно обращать внимание на режим питания, сна и учебную нагрузку, а также регулярно проводить базовый медицинский мониторинг здоровья.

Образование