Результат мирового уровня: впервые на Дальнем Востоке приморские врачи пересадили сердце человеку

Впервые на Дальнем Востоке приморские врачи пересадили сердце человеку
Они не имели права на ошибку. На кону стояла жизнь молодого мужчины, для которого последние годы были полны мучений и тревог в больничных покоях. Трансплантация сердца стала первой подобной операцией, выполненной на Дальнем Востоке. За ней следили многие специалисты. Сегодня уже можно сказать, что эта поистине историческая операция прошла успешно. Пациент с пересаженным сердцем проходит несколько кругов в день по территории клиники, забыв о боли и одышке.
Трансплантация сердца стала первой подобной операцией, выполненной на Дальнем Востоке.
Трансплантация сердца стала первой подобной операцией, выполненной на Дальнем Востоке. / Приморская краевая больница

Высший пилотаж хирургии

Виктор Марченко до 27 лет жил обычной жизнью в приморском городе Спасске-Дальнем, работал на цементном заводе. "Мне не нравится твое сердце", - бегло посмотрев кардиограмму, сказала заводской врач на очередном медосмотре. Вскоре жизнь молодого человека обрушилась: череда инфарктов, тяжелая плита одышки годами давила, не отпуская. Последнее время он по большей части проводил в больницах, сердце работало все слабее. Он не мог спать ночами и спокойно подняться на второй этаж.

В Приморской краевой клинической больнице № 1 очень сильная кардиохирургическая и кардиологическая службы: лечение сложных пороков сердца давно подвластно владивостокским хирургам.

- С 2021 года мы начали заниматься трансплантологией, начинали с пересадки почек, затем освоили пересадку печени, но вот сердце не пересаживали никогда, - говорит главный врач больницы Андрей Попов.

Пересадка органов - это высший пилотаж хирургии. Здесь нет места счастливому случаю - только кропотливая командная работа.

Все хирурги-трансплантологи краевой больницы прошли по несколько учебных циклов в Национальном медицинском исследовательском центре имени академика В.И. Шумакова - одной из флагманских клиник мира в области трансплантологии.

У Виктора Марченко благоприятный прогноз для жизни, при условии, что он будет тщательно соблюдать рекомендации врачей. Фото: Приморская краевая больница

Корифеи отечественной хирургии во главе с главным трансплантологом России, профессором Сергеем Готье приезжали во Владивосток. Подсказывали, учили и поддерживали.

- Самой тяжелой с точки зрения хирургии в области трансплантологии является пересадка печени. Там наиболее сложные кровеносные сосуды, - отмечает главный хирург-трансплантолог Приморского края Михаил Антонов.

С мигалкой по Приморью

В ту августовскую субботу сошлись все звезды судьбы и медицины.

Решение о пересадке сердца умирающему Виктору Марченко приняли за несколько часов. Рано утром у него зазвонил телефон - звонили из краевой больницы, сказали, что есть шанс на жизнь.

- Мы сели всей семьей, обнялись, поплакали, и я поехал во Владивосток, - вспоминает Виктор.

Изъятое сердце хранится в специальном растворе 4 часа, после каждая минута идет уже в необратимый минус. От Спасска-Дальнего до Владивостока три часа автомобильного хода... Но скорая из местной больницы домчала его быстрее с тревожным "маячком" и сиреной.

Операция шла часов семь. Самым сложным оказалось запустить "новое" сердце. Поначалу оно не хотело работать в полную силу. Его заводили неспешно, грамотно и очень бережно.

Евгений Анатольевич Кокарев, заведующий кардиореанимацией, в тот день в больнице провел ровно сутки и почти без сна.

- Наша задача как врачей-анестезиологов-реаниматологов - максимально помочь хирургу и пациенту. Несколько суток в реанимации мы помогали донорскому сердцу работать. Успокоились только тогда, когда его функции полностью пришли в норму, - делится Евгений Анатольевич.

Мироздание слышит

Еще один участник той "пионерской" операции - кардиохирург Леонид Шек. Среднего возраста, с фигурой борца, оптимист и жизнелюб.

- Знаете, если говорить о технической стороне операции, то порой врожденные пороки сердца сложней оперировать. Я дня за два до операции вечером говорю жене: мечтаю сердце пересадить. Вот мироздание и услышало, - улыбается Леонид Иннокентьевич.

Гладко в медицине бывает редко, гладко в трансплантологии не бывает почти никогда. Слишком большую высоту берут здесь врачи.

После пересадки сердца у пациента скакала температура, порой "выбегали" за границы анализы, но доктора все стабилизировали и нормализовали. Сердце работает исправно.

Пересадка органов - это высший пилотаж хирургии. Здесь нет места счастливому случаю - только кропотливая командная работа. Фото: Приморская краевая больница

- Болей нет, одышки нет, я с наушниками в ушах кругов по семь вокруг больницы каждый день нарезаю! - радуется своим успехам Виктор Марченко.

- У него благоприятный прогноз для жизни, при условии, что пациент будет тщательно соблюдать рекомендации врачей, - уверен главный трансплантолог Приморья Михаил Антонов.

Впереди у Виктора жизнь, полная дисциплины. Надо будет пожизненно принимать лекарства, которые не позволят организму отторгнуть пересаженное сердце.

Первый дальневосточный пациент с новым сердцем признался мне, что после выписки из больницы пойдет в церковь.

- Попрошу у Бога здоровья всем, кто меня спасал, я их даже по именам не знаю, но Бог-то знает всех. Правда?

- Сущая! - ответил я.

Спасительная трансплантация - дело дорогое, к примеру, одна пересадка печени обходится краевому бюджету почти в два миллиона рублей. Но здесь идут на это - за последние четыре года в Приморском крае сделали около 80 трансплантаций органов. Это прекрасный результат мирового уровня. Теперь вот дошли и до трансплантации сердца. Того самого пламенного мотора, воспетого поэтами и прозаиками.

Для Дальнего Востока с его просторами и расстояниями такие операции имеют исключительно важное общественное значение. Это больше, чем сердце. Это реалистичная надежда, что тебе обязательно помогут дома, а не за тридевять земель.