
Впервые акцию "Слово года" провели в Германии в 1971 году, и с тех пор во многих странах эксперты ежегодно анализируют медиа с целью выявления наиболее часто употребляемых терминов, которые ярко характеризуют эпоху и настроения в обществе. Обычно исследованием занимаются научные институты и организации. В англоязычных странах акцию проводят крупнейшие онлайн-словари, например Merriam-Webster и Collins Dictionary.
В России "Слово года" существует уже более 15 лет. Ежегодно свои результаты, которые, кстати, отличаются из-за разных методов исследования, публикуют такие организации, как сайт "Грамота.ру" и Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина. В 2024 году свое "Слово года" представили импринт "Лингва" (входит в структуру "АСТ нонфикшн"), издательство "Мир и образование" и филологический проект "Скворцовские чтения". Акция привлекла большое внимание со стороны общественности: этапы выборов слова освещались в СМИ, интернет-пользователи активно принимали участие в процессе, предлагая варианты и выбирая наиболее актуальные термины. Главное слово-2024 было представлено на книжной ярмарке, по результатам опроса им оказалось слово "мир".
Растущий интерес к акции можно объяснить стремлением людей дать понятное определение сложным процессам, кратко характеризовать основные события года. Однако зачастую на передний план выходят далеко не самые точные и всеобъемлющие определения. Обычно в шорт-лист попадают те слова, употребляемость которых в медиапространстве за год увеличилась в разы, например, сленговые неологизмы ("скуф", "пикми"). В этом плане показателен пример "Слова года" в английском языке: последние несколько лет в голосовании побеждают интернет-мемы, что говорит о сильном влиянии трендов и социальных сетей на целевую аудиторию исследования, подростков и молодежь. По словам экспертов, именно подрастающие поколения вносят наибольший вклад в появление и популяризацию неологизмов, которые затем становятся неотъемлемой частью интернет-культуры, пусть и на короткое время. Так, в прошлом году лидерами стали слова brainrot (так называют негативное влияние чрезмерного потребления развлекательного и бессмысленного контента на когнитивные способности человека и сам такой контент) и brat (дерзкий ребенок), слово, которое обрело популярность благодаря одноименному альбому певицы Charli XCX. В этом случае речь не идет об исчерпывающем описании событий прошедшего года, но о наиболее употребляемом в течение нескольких месяцев неологизме, что, однако, дает точную характеристику нашей реальности, почти целиком зависящей от интернета и социальных сетей.
В России, судя по шорт-листу этого года, актуальной продолжает оставаться тема специальной военной операции. Об этом свидетельствуют слова "победа", "договорнячок". И хотя в список, как и в прошлом году, также попали молодежные тренды и мемы, в следующий этап голосования "лабубу" и "пикми" не прошли. На вопрос, какое слово лучше всего описывает этот год, россияне склонны отвечать, используя родной язык. Большую роль играет и психология: люди подсознательно стремятся к добру, а потому между "БПЛА" и "миром" скорее выберут второе. В наше время, когда информация играет ключевую роль в жизни общества, именно слова определяют образ мысли, даже если сами они отражают не реальность, а лишь представление о ней.