По оценке правительства, при затратах в 1,6 триллиона рублей это должно к 2030 году обеспечить прирост ВВП на 11,2 триллиона. За цифрами стоят конкретные изменения: например, 99 процентов значимых социальных услуг люди смогут получать онлайн. Такие технологии способны повысить эффективность госуправления на 30 процентов, что, по самым осторожным оценкам, может дать экономию от 0,5 до трех триллионов рублей ежегодно в зависимости от масштаба внедрения.
В широком смысле в сферу гостеха входят цифровые услуги ("Госуслуги" или платформа мсп.рф, где можно открыть бизнес или оформить для него меры господдержки), "умные города" и "цифровые двойники" (системы управления транспортом, ЖКХ, безопасностью через IoT и аналитику данных), автоматизация процессов госуправления (принятие решений на основе данных и платформенная инфраструктура "ГосТех" как основа для многих сервисов), технологии мониторинга и защиты критической инфраструктуры.
Гостех включает не только программные решения, но и нормативную базу, инфраструктуру и кадры. Основные драйверы его развития - запрос на безопасность и технологический суверенитет, необходимость снижения бюрократической нагрузки и рост ожиданий граждан к удобству взаимодействия с государством.
В российском гостехе действительно ведется большая работа, ориентированная на пользователя. Создаются понятные, быстрые и удобные продукты. Вспомним опыт "Госуслуг": преодолевая возражения и ошибки, платформа доказала, что дистанционный образ государства может быть дружелюбным и открытым. Этот подход мы сегодня видим во многих сервисах, в том числе для бизнеса.
Развитие гостеха у нас началось с постепенной цифровизации государственных услуг и процессов. Точкой отсчета стало создание в 2002 году элементов "электронного правительства" в рамках ФЦП "Электронная Россия". В начале 2010-х появились первые системные решения, был запущен портал "Госуслуги". Параллельно развивалось электронное правительство: ведомства переводили документооборот в цифровой формат, создавались межведомственные системы, такие как ЕГИСЗ в здравоохранении. К 2022 году Россия вошла в топ-10 мирового рейтинга GovTech Maturity Index по версии Всемирного банка.
При этом развитие далеко не всегда опиралось на "лучшие мировые практики" - хотя бы потому, что во многих направлениях их не существовало. А типовой международный софт, на который ориентируются многие страны, в нашем случае зачастую не мог использоваться в силу требований к безопасности и технологическому суверенитету.
Санкционное давление 2014 и 2022 годов ускорило процесс импортозамещения. По данным Минцифры, доля российского программного обеспечения в органах власти и госкорпорациях уже превышает 80 процентов, а к 2030-му должна достичь 95. Пилотные проекты в Москве, Казани и других мегаполисах позволили протестировать технологии "умного города".
Законы о персональных данных, регулировании искусственного интеллекта, стандартах информационной безопасности заложили основу для перехода от отдельных инициатив к комплексной цифровой трансформации госуправления.
Если смотреть изнутри, это был долгий, довольно неровный путь - от точечных решений в отдельных ведомствах к экосистемному подходу. В 2010-е автоматизация во многом шла стихийно - и спустя 10 лет мы столкнулись с "зоопарком" сервисов, которые путали пользователя. Сейчас на первый план выходят интеграция, стандартизация услуг, развитие суперсервисов и платформенных решений.
В рамках нацпроекта "Экономика данных" ключевым направлением станет создание единого цифрового пространства государственных услуг. К 2027 году на орбиту выведут 292 российских спутника, а к 2030-му их количество достигнет 383. Это обеспечит стабильный интернет даже в самых отдаленных регионах.
Особое внимание уделяется развитию искусственного интеллекта и сквозных технологий. Идет создание национальной системы хранения и обработки данных для обучения нейросетей, переход к обязательному использованию отечественных IoT-решений в ЖКХ, безопасности и промышленности. Стоит задача довести долю российских высокотехнологичных товаров на внутреннем рынке до 75 процентов.
Параллельно будет расширяться экосистема отраслевых цифровых платформ. "Моя школа", "Университеты", "Наука", "Безопасная среда" и "Умный город" должны стать едиными точками входа для граждан, бизнеса и госорганов. Одновременно запланировано обучение 250 тысяч ИТ-специалистов, способных работать с передовыми технологиями.
Эти инициативы смогут превратить гостех из набора сервисов в целостную среду для жизни и бизнеса, где цифровые сервисы будут предлагаться населению проактивно или оказываться в момент обращения. Государство ставит амбициозную цель - не просто догнать лидеров, но создать собственную модель цифрового развития, соединив технологическую независимость с социальной ориентированностью.