Белгородский бизнес ждет расширения свободной экономической зоны

Развитие экономики Белгородской области эксперты связывают исключительно с расширением свободной экономической зоны (СЭЗ): региональные чиновники стараются на федеральном уровне решить вопрос о распространении преференциального режима для бизнеса на всю территорию области. Что уже сделано и что пока не получается, обсуждали эксперты и бизнесмены на заседании совета региональной Торгово-промышленной палаты.
В Белгородской области объемы производства падают во всех ключевых отраслях.
В Белгородской области объемы производства падают во всех ключевых отраслях. / Евгений Биятов/ РИА "Новости"

Состояние белгородской экономики в сложившейся прифронтовой ситуации показывает логичные и ожидаемые тренды: объем инвестиций падает, производственные показатели в ключевых отраслях снижаются, отчисления в казну уменьшаются.

Горно-металлургический и строительный комплексы остаются ключевыми сферами, которые формируют инвестиционную активность. Но, по словам первого вице-губернатора Ильи Пономарева, и они стабильны лишь в падении показателей работы. При этом остановка строительства в регионе снижает и востребованность продукции металлургических предприятий.

Не лучше ситуация и в развитом белгородском агропроме: выбыли часть находящихся в приграничной зоне площадок по переработке мясо-молочной продукции, а также более 163 тысяч гектаров пашни в приграничных районах.

На инвестиционную активность влияет и отсутствие кадров. Безработица в регионе достигла исторического минимума в 1,35 процента. Илья Пономарев констатировал, что свободного трудового ресурса нет. При этом власти фиксируют миграционный отток - примерно в 2,5 тысячи человек в год.

Помочь изменить ситуацию может федеральное финансирование. Программу восстановления приграничных Белгородской, Брянской и Курской областей уже утвердили. В 2025-2027 годах регионы получат 80 миллиардов рублей. Белгородской области предполагается выделить 27 миллиардов. Всего же региону необходимо более 157 миллиардов.

Поддержка белгородской экономики будет идти по трем направлениям. Это компенсация ущерба, нанесенного вооруженными формированиями Украины, возмещение страховых взносов, по которым ранее была предоставлена отсрочка, и докапитализация фонда поддержки предпринимательства для предоставления субъектам малого и среднего бизнеса льготных займов.

Будет и "непрямая финансовая поддержка" - формирование инфраструктуры для развития бизнеса. И в этой связи чиновники не скрывают позитивных ожиданий от масштабного процесса восстановления региона: это позволит загрузить работой строительный сектор, он, в свою очередь, потянет за собой металлургию и другие отрасли. Однако пока это лишь перспективы, а бизнес вынужден решать проблемы и выживать прямо сейчас.

Поэтому власти делают акцент на свободной экономической зоне и преференциях, которые она предоставляет. Пока в белгородской СЭЗ реализуется 21 инвестпроект - от деревообработки до химического производства, еще несколько - на согласовании.

Областной министр экономического развития и промышленности Михаил Гусев оценил объем инвестиций в проект более чем в три миллиарда рублей. По его словам, это позволило сохранить свыше четырех тысяч рабочих мест, а еще 600 - создать. При этом преференции для нынешних резидентов оцениваются более чем в 11 миллиардов рублей. Эксперты называют это главным мотивирующим фактором для вступления белгородского бизнеса в СЭЗ.

Впрочем, пока в грохочущем приграничье и преференции - стимул не для всех. Поэтому власти стремятся к расширению СЭЗ на весь регион. Пока на федеральном уровне удалось договориться о создании индустриального парка. Новая промплощадка должна войти в СЭЗ с сохранением всех положенных преференций. Чиновники также напомнили, что реализовывать проекты уже сейчас можно на севере Белгородского района: весь муниципалитет входит в СЭЗ, однако эта его часть располагается дальше всех от границы с Украиной.

Кроме того, стало проще получить статус резидента: требование сохранить 80 процентов коллектива в белгородской прифронтовой реальности оказалось практически невыполнимым. Высокотехнологичные предприятия изначально имели небольшой штат сотрудников, уход даже одного человека сильно влиял на всех. Теперь это требование будет учитываться на шестой год реализации проекта резидентом. Правда, без его учета инвестор сразу не сможет воспользоваться льготой по страховым взносам - для резидентов СЭЗ они снижены до 7,6 процента. Но и этот вопрос еще обсуждается, возможно, решение будет найдено, так как во многом именно эта преференция привлекает потенциальных участников.

Возникли и различные вопросы при работе уже действующих резидентов. Например, необходимо разделять учет работы предприятия в целом и непосредственно проекта, который реализуется в рамках СЭЗ. Более того, если это восстановление разбитого противником цеха, а он уже ремонтировался ранее, до самой инициативы о свободной зоне, прежние вложения не учитываются.

- Бизнесмены предпринимают максимум усилий, чтобы после повреждений минимизировать время простоя и быстрее ввести предприятие в нормальный режим работы, но, к сожалению, эти затраты уже идут со статусом реализованных. Мы постоянно инициировали этот вопрос: было бы, на наш взгляд, вполне логичным здесь поддержать предприятие и затраты, которые оно уже понесло, представить как инвестиции, идущие на восстановление, - отметил Максим Гусев.

Однако решение всех проблем - вопрос времени, и немалого. Для бизнеса же время - ключевой фактор, поэтому и речи чиновников сопровождались молчанием. Единственный вопрос, который один из предпринимателей уточнил, - льготное кредитование: для него после украинских атак попросту нечего предоставить в качестве залоговой базы. Региональные власти уже предложили в подобных случаях включить механизм и снизить уровень залогового обеспечения.