
Роман Достоевского знает каждый со школы. Не все, может, дочитали его до конца в свое время. Кому-то он показался длинным, кому-то излишне философским и непонятным. На сцене он таковым не кажется. Три часа пролетели незаметно: настолько все живо, динамично, захватывающе и понятно.
Авторы постановки представили классическое прочтение романа. Спектакль начинается с того, что происходит с Раскольниковым уже после убийства старухи-процентщицы. Показан путь молодого человека, который учился в университете, писал замечательные статьи, мог бы стать блестящим юристом, но так увлекся мыслями о собственной значимости и исключительности, решив, что ему все дозволено, что пошел на преступление.
Раскольникова играет Алексей Березовский. Актер на год младше своего героя, которому было 23, может, поэтому так органично вписался в роль. Хотя персонаж ему дался нелегко, признался Алексей. Он несколько раз перечитал роман: хотел досконально разобраться и в самом Раскольникове и его теории делить людей на "обыкновенных" и "необыкновенных". Работа пошла на пользу. Он так глубоко погрузился в образ, что порой вызывал сочувствие у зрителей, которые следили за его душевными муками после убийства.
Впрочем, трудно сказать, за кем они не следили. Каждая роль яркая, со смыслом. Вот робкая, кроткая, великая грешница Сонечка Мармеладова. По идее, она должна вызывать отторжение. Но Ирина Унагаева играет ее так, что девушка кажется ангелом. А какова Дуня, сестра Раскольникова (Виолетта Котулевская)! Она так решительно разрывает помолвку с расчетливым Лужиным (Михаил Байкалов) и стреляет в "ничтожнейшего злодея" Свидригайлова (Иван Шалиманов), что становится даже страшно за нее. События развиваются стремительно, полностью захватив внимание зала. И хоть известно, чем все закончится, хочется досмотреть до конца.
Декорации, костюмы, музыкальное оформление - все продумано, чтобы передать атмосферу не только Петербурга, но и дух того времени. Впечатляющая работа со светом. Когда у Раскольникова возникает ощущение подозрения, на него наводят большой фонарь. Один на затемненной сцене он будто в объективе камеры. Такой прием применяют и к другим персонажам, если надо высветить и подчеркнуть что-то особенно важное.
Рената Сотириади впервые работала с курганской труппой. Призналась, что было интересно и сложно одновременно. Сложность в том, что материал ответственный и очень сегодня нужный. Почему нужный?
"Поле битвы. Сердце человека. Бес с Богом пытается сражаться. Наш спектакль про это, - говорит режиссер. - Еще про то, что счастье отнюдь не в комфорте, что гордыня может привести человека к самому страшному - преступлению. Конечно, про любовь и оправдание жизни. Жизнь нам дается Господом для того, чтобы мы ощутили ее радость, высокое предназначение. Моя задача, чтобы после спектакля зрителям захотелось открыть роман и перечитать его".
Кстати, "Преступление и наказание" - не просто постановка, а целый проект, который реализуется благотворительным фондом "Поддержки театрального искусства Курганского государственного театра драмы" с использованием гранта Российского фонда культуры. Запланированы некоммерческие показы для подростков, творческие встречи с артистами в школах. В формате театрального урока актеры поговорят с ребятами о творчестве писателя, истории создания первого антидетектива России и о том, можно ли оправдать злодеяние "высокой целью".