По данным компании, 13,1% россиян совершают такие покупки регулярно, 63,6% - периодически. Традиционная реклама провоцирует спонтанные траты лишь у 8,6% опрошенных. Маркетплейсы оказались в шесть раз результативнее - их влияние отметили 53,2% участников. Для 41,5% стимулом становится посещение торговых центров или магазинов, 29,9% совершают импульсивные покупки во время обычных прогулок по городу. Каждый четвертый (23,9%) может приобрести товар, увидев его у знакомых.
"В условиях геополитической и экономической турбулентности потребители откладывают крупные запланированные приобретения - автомобили, дорогую бытовую технику, туристические поездки. Неуверенность в долгосрочных финансовых перспективах перенаправляет свободные средства и потребность в позитивных эмоциях на доступные мгновенные покупки", - объясняет доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова Мария Твердохлебова.
По мнению эксперта, российская розничная торговля, особенно крупные сети, достигла успеха в мерчандайзинге. "Расположение товаров у касс, акции "2 по цене 1", ограниченные коллекции, атмосфера в торговых залах - это рассчитано на то, чтобы спровоцировать незапланированную покупку. Высокий процент таких покупок говорит об эффективности этих инструментов", - отмечает она.
Лидируют в категории спонтанных покупок недорогие бытовые товары (их отметили 50% респондентов). Вторую позицию занимают продукты питания, включая деликатесы и сладости (47%). Замыкает тройку одежда и обувь - такие покупки делают 34,3% опрошенных. Технику и электронику импульсивно приобретают 17,7% участников исследования, украшения и аксессуары - 14,6%, товары для дома и мебель - 9,1%, детские игрушки - 7,5%. Еще 2% спонтанно покупают цветы.
Финансовые рамки импульсивных трат варьируются: 21,3% готовы потратить максимум тысячу рублей, 38,6% - от 1 до 5 тысяч рублей, 18,8% - от 5 до 10 тысяч рублей. Бюджет от 10 до 50 тысяч рублей допускают 14,6% респондентов. Лишь 6,7% готовы превысить планку в 50 тысяч рублей.
При этом чуть больше четверти россиян (27,8%) тратят на импульсивные покупки до 5% месячного дохода, 24,9% - в пределах 5-10%. Свыше четверти бюджета на незапланированные приобретения направляют 18,2% опрошенных, включая 9,6% участников исследования, тратящих более трети доходов. При этом 11,5% опрошенных заявили об отсутствии подобных расходов.
Больше половины (52,8%) респондентов признались, что хотя бы раз импульсивно приобретали товары в кредит. Для 14% это был единичный опыт, в то время как 5,6% регулярно прибегают к заемным средствам для спонтанных трат.