Любители театра смогут насладиться пьесой Карла Гоцци - яркого представителя традиции комедии дель арте. Режиссер из Москвы Тимур Галеев вдохнул в классическое произведение новое дыхание с нотками смелого эксперимента и элегантной игры в вечные темы. Премьера пройдет на отремонтированной большой сцене театра.
"Принцесса Турандот" - совместный проект Кыргызстана и России, Союза театральных деятелей РФ и русского театра драмы имени Айтматова. Помимо режиссера из Москвы, в постановочной группе задействованы художник-постановщик из Санкт-Петербурга Никита Сазонов и композитор из Казани Альфит Фархадшин. По их собственному признанию, постановка создана с элементами социальной сатиры, где зрителю представится шанс посмеяться и задуматься.
- Новая интерпретация "Принцессы Турандот" - это не классика, а постмодернизм, - утверждает режиссер Тимур Галеев. - Это своеобразное смешение жанров, времен и стилей. Сюжет показывает, что жизнь непроста, не все мечты сбываются. Нужно много работать, чтобы выжить. Но всегда есть надежда на любовь.
Тимур Галеев является не только режиссером спектакля, но и автором сценической адаптации. По его словам, новая "Турандот" акцентирует внимание на современных проблемах.
- Мы старались сделать микс классической комедии дель арте с масками, социальной сатиры и театра абсурда, - поясняет он. - Когда я выбирал пьесу, думал о том, что Бишкек - это точка пересечения Востока и Запада. Как раз в "Принцессе Турандот" эта тема выражена наиболее ярко: венецианцы при дворе Пекина. Так же и в Кыргызстане встречаются элементы смешения восточной сдержанности с западным порывом, что образует неповторимую полифонию.
По признанию режиссера, ему хотелось, чтобы спектакль был актуальным, поэтому его венецианцы при пекинском императоре неожиданно перевоплотились в рабочих-иммигрантов.
- Тема трудовой миграции в Кыргызстане многим близка, - подчеркивает Галеев. - Я сам родился в Молдове, поэтому не понаслышке знаю, что такое тяжелая работа вдали от дома, и какого масштаба бывает тоска по родине. Поэтому хотелось бы посмеяться над этой непростой темой, но по-доброму.
Особое удовольствие московский режиссер получил от работы с бишкекскими артистами. Они стали полноценными соавторами постановки. Вместе писали пьесу, придумывали идеи, мизансцены.
- Обычно в программках пишут: действующие лица и исполнители, - рассказывает Галеев. - В данном же случае можно смело писать: действующие лица и сочинители. У нас сложился ансамбль, где каждый персонаж имеет свою линию и историю, где артист полностью проявляет себя. Худрук театра дал нашей постановочной группе полную творческую свободу, а мы постарались перенести ее на репетиции.
Справка "РГ"
Тимур Галеев - выпускник ГИТИСа, мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова по специальности режиссер драмы. С 2020 года ставит спектакли в Казани, Нижнем Новгороде и других городах России. Участник международных театральных проектов в Таджикистане и Турции.