Путеводители XIX века, арт-пространства на месте промзон и музеи из дома: Как горожане и путешественники видят столицу?

Экскурсовод Пузанов: Москва - город без окраин, везде можно найти изюминку
Жители и туристы открывают современную Москву по-разному: на узких старинных улицах, широких проспектах, в музеях и парках, в центре и за его пределами. В преддверии Международного дня туризма, который отмечается 27 сентября, эксперты рассказывают "РГ", из чего у горожан и туристов раньше складывался образ Москвы и каким они видят город теперь.
Аркадий Колыбалов/РГ

Город садов и возможностей

Туристы XIX-XX веков оставили после себя сотни путевых заметок, дневников и воспоминаний. Публицист и автор блога Old Russia With Masha Мария Кравченко отмечает, что особенно заметные изменения для жителей города (и его гостей) произошли в эпоху после реформ Александра II. За три десятилетия Москва пережила настоящую революцию: население выросло более чем в два раза - с 400 тысяч до миллиона человек, а город начал превращаться в промышленную столицу.

Путеводители конца 1860-х годов еще описывали Москву как город вилл и коттеджей с видом на "тысячи красивых садов" - так, например, пишут в книге Around the Kremlin. Pictures of life in Moscow. Даже Александр Дюма-отец, несколько раз приезжавший в середине XIX века, называл Москву "огромной деревней".

"Уже через 20-30 лет, хоть у вас и сохранялся шанс встретить корову на Китай-городе, путешественники все больше обращали внимание на бурное развитие промышленности, рост фабрик и заводов на территории города и толпы людей со всех концов страны. Внешний облик города тоже изменился, и, судя по описанию уже из другого путеводителя, в городе вас ждали: "украшенные в самом декадентском стиле модерн дома, роскошные вокзалы, электрическое освещение и трамвайные пути, шикарные рестораны, прекрасные театры, большие современные магазины, где можно купить все последние новинки из Европы", - рассказывает исследовательница.

Стереотипы о России, с которыми приезжали иностранные гости, тоже во многом определяли их впечатления. Европейцы ожидали встретить "дикую и варварскую страну" с грязью и нищетой, но реальность часто оказывалась иной.

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

"Ведь прежде всего это была страна возможностей - не зря тысячи иностранцев в XIX веке переехали жить в Российскую империю, в том числе в Москву, основав здесь свой бизнес (вспомните французов Брокар, немца Эйнема). Поэтому Россия и Москва в частности притягивали и искателей приключений, и прагматично настроенных бизнесменов", - делится Кравченко.

В начале ХХ века обязательная программа визита постепенно складывалась в единый маршрут. Кремль занимал два дня, обязательными считались Воробьевы горы и Сухарева башня, Третьяковская галерея и Политехнический музей. Вечера проводили в Большом или новомодном Художественном театре, а для любителей ночной жизни оставались кабаре, рестораны и увеселительные сады. Москва для таких туристов была шумной, вкусной и праздничной.

"На самом деле, если сравнить город 120 лет назад и сегодня, можно увидеть много общего. Москва все так же центр деловой активности, как и 120 лет назад, здесь есть все для комфортной и динамичной жизни. Работает сити - только тогда это был Китай-город с первыми бизнес-центрами и офисами. Городские сервисы вроде доставки еды, цветов, работы курьеров - все это уже тогда было частью жизни определенного слоя горожан. Поэтому образ города в прошлом так легко рифмуется с сегодняшним", - подытоживает Мария Кравченко.

Как присвоить Москву

Маршруты по современной столице давно вышли за пределы туристического центра на карте как гостей, так и жителей. Урбанист Кирилл Пузанов называет это попыткой "сделать город своим".

Вид на Дом правительства и жилой дом на Кудринской площади. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

"Нам важно различать два процесса: освоение и присвоение города. Освоение - это создание в голове ментальной карты: где центр, где основные ориентиры, магазины, парки, транспорт. Но просто знание точек на карте еще не дает целостного образа. Он появляется, когда наступает присвоение - когда определенные места становятся для вас значимыми, любимыми", - считает эксперт.

По его словам, у туриста в Москве такая ментальная карта обычно складывается из разрозненных ярких объектов - Кремль, храм Христа Спасителя, Воробьевы горы. Набор картинок, почти как на сувенирной тарелке.

"Более целостный образ возникает, когда человек начинает самостоятельно перемещаться по городу, открывать новые маршруты, теряться и находить путь заново. Именно в этот момент появляется личный опыт, который превращает знание в эмоциональную связь", - размышляет Пузанов. Для него, например, личный образ Москвы начался с тех мест, где он учился и рос: станция метро "Университет", МГУ, Воробьевы горы. Эти точки детства и юности остаются для него первыми ассоциациями со столицей.

Кроме того, на восприятие города, по словам Пузанова, сильно влияет инфраструктура - и не только повседневная, но и уникальная. Особенно важны яркие локальные объекты в пределах района: с ними любая территория обретает индивидуальность, а жители отчетливее видят свои связи с этим местом и охотнее заботятся о нем.

"Брендинг города в первую очередь нужен не для туристов, - убежден урбанист, - а для жителей. Туризм подтянется потом. Важно объяснять жителям ценность их районов, помогать им формулировать то, что делает место уникальным".

Вид на ТЭЦ-12 ПАО "Мосэнерго" на Бережковской набережной и спортивный комплекс "Лужники". Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Среди особых миров столицы со своей "мифологией" Пузанов называет Северное Чертаново и Капотню. Как считает урбанист, эти территории нужно исследовать не только на уровне архитектуры или планировки, но и в антропологическом смысле - добывать смыслы, традиции, истории.

"Голоса горожан создают подлинное лицо района, а вместе с ним и лицо всей столицы. Чем больше мы будем открывать для себя такие места, тем богаче и разнообразнее будет образ Москвы", - подчеркивает эксперт.

XVII век за углом

Экскурсовод Евгений Степанов отмечает, что за последние десять-пятнадцать лет изменилось все: и сам город, и люди, которые приходят на экскурсии. По наблюдениям Евгения, еще недавно массовый туризм сводился к короткому знакомству: сел в автобус, проехал по главным достопримечательностям, сфотографировался на Красной площади и уехал. Сегодня экскурсия воспринимается иначе - это способ глубже прочувствовать пространство, в котором ты живешь или куда приезжаешь.

"Сейчас Москва переживает экскурсоводческий ренессанс. Стало модно изучать город вокруг себя, модно ходить на экскурсии. Появились узкие тематические маршруты - от архитектуры авангарда до литературных прогулок по знаковым местам Серебряного века. Когда-то подобные сюжеты были прерогативой музеев, но теперь они звучат прямо на улицах", - отмечает Степанов.

По его словам, туристы ищут разное. Для приезжих важны символы - Красная площадь, соборы и дворцы, метро и ВДНХ. Но для тех, кто давно живет в Москве, интереснее другое: неизвестные уголки старого города, бывшие промзоны, превращенные в арт-пространства.

"Москва - город без окраин. Везде можно найти историческую изюминку. Нужно чуть-чуть покопать", - подчеркивает Степанов.

Но кроме необычной застройки и удивительных историй главным открытием для тех, кто хочет узнать Москву, становится сама архитектурная ткань города. По словам Степанова, туристов, например, из Санкт-Петербурга, часто поражает именно разнородность столичного архитектурного ансамбля: внутри Садового кольца из знакомого переулка можно попасть на совершенно неожиданную улицу, а за типичной девятиэтажкой советского периода может скрываться образец русского зодчества.

"Вот один из свежих случаев: в Замоскворечье идешь по Пятницкой улице, сворачиваешь во двор, который кажется обычным, а там - нововыявленный памятник архитектуры. Раньше считали, что это здание XVIII века, а на самом деле в основе - палаты середины XVII века. Когда Петербург еще никому не снился, у нас уже формировались эти уникальные исторические слои", - делится экскурсовод.

Город будущего

Согласно опросу Комитета по туризму Москвы, в воображении москвичей в столице будущего - в 2030 и 2040 годах - метро становится высокоскоростной системой, в городе появляется еще больше парков, роботы помогают справляться с повседневными задачами, а музеи можно посещать, не выходя из дома, - при помощи цифровых технологий.

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Через пять лет полноценно оценить все изменения и посмотреть на инновации смогут не только жители, но и около 52 млн туристов - столько гостей Москва ожидает, согласно Программе развития туризма до 2030 года. Столица будет привлекать семьи с детьми, любителей культурного отдыха и ярких фестивалей, деловых путешественников и участников образовательных туров, а также тех, кому интересны оздоровительные поездки.

Образ Москвы будущего уже сливается с настоящим: в начале сентября в столице запустили первый беспилотный трамвай, практически половину территории современного города занимают благоустроенные зеленые зоны, а технологии искусственного интеллекта используются практически во всех сферах жизни, включая туризм. Например, ИИ-помощник цифрового туристического сервиса RUSSPASS уже сегодня рекомендует разнообразные сценарии досуга и даже озвучивает маршруты.

Комфортный отдых в современном мегаполисе с богатой историей и самих жителей побуждает все чаще проводить отпуск в городе, а туристов - возвращаться. По данным Мостуризма, в 2024 году образ столицы произвел такое сильное впечатление на путешественников, что в этом году сюда решили вернуться каждый второй иностранный гость и три из четырех российских туристов.

ТуризмМосква