Как малый предприниматель из Перми нашел подходы к работникам-зумерам

По данным Пермьстата, за последние семь лет количество предприятий и юридических лиц в Пермском крае сократилось с 76 до 50 тысяч. Однако представители малого бизнеса продолжают держаться на плаву.
Важным аргументом в пользу работы на производстве для молодежи становится его оснащение современным цифровым оборудованием.
Важным аргументом в пользу работы на производстве для молодежи становится его оснащение современным цифровым оборудованием. / Татьяна Андреева/РГ

- Новых предприятий в сфере МСБ у нас появляется не так много, как в других регионах, но и ликвидируется их тоже меньше, - отмечает замруководителя Пермьстата Роман Николаев. - Мы фиксируем довольно большую долю бизнеса с хорошим потенциалом развития. Очевидно, что в столь непростых условиях в экономике остались те, кто действительно может работать.

Тем не менее, если в среднем по России доля небольших предприятий в валовом региональном продукте составляет 24 процента, то в Прикамье - 20. Статистика показывает, что в этой сфере наметились стагнация и снижение активности.

Сами предприниматели считают, что количественные показатели полной картины не дают. Владелец небольшого завода по производству вендинговых автоматов Александр Нода полагает: считать нужно не численность, а выручку субъектов МСБ. По его словам, количество малых и средних предприятий растет, когда увеличиваются налоги: более крупные предприятия дробятся, чтобы снизить фискальное бремя. К тому же государство порой дополнительно осложняет жизнь МСБ. К примеру, в этом году в Пермском крае был издан указ о борьбе с террористической деятельностью. Это важная задача, но введенные меры фактически уничтожили бы все нестационарные торговые объекты. Хорошо, что власти осознали возможные последствия и скорректировали документ, ведь малый бизнес и так постоянно балансирует на грани разорения.

Многие небольшие предприятия торгуют через маркетплейсы. Но работать с ними становится все сложнее: постоянно меняются правила, бизнес за ними просто не успевает и, как следствие, несет незапланированные убытки. По словам предпринимателей, есть трудности с поиском помещений для создания производств, зачастую цена аренды для МСБ слишком высока. Возникают проблемы и с поставками сырья: качество его стало очень нестабильным, что тоже чревато убытками. Но главная проблема - очень дорогие банковские кредиты. Малым предприятиям и ИП они просто не по карману, что опять-таки стало серьезным барьером для их развития. Директор ремонтно-механического завода Дмитрий Теплов считает: из-за снижения доступности заемных денег рост производства не будет таким стремительным, как хотелось бы. Власти края это тоже понимают, что отметил на недавней встрече с предпринимателями глава Прикамья Дмитрий Махонин. Он подчеркнул, что у правительства региона тем не менее есть ресурсы, которые помогут усилить мотивацию бизнеса к инвестированию в самые разные сферы: бережливое хозяйствование и рачительное использование земель, имущественные налоги и другие инструменты должны не только приносить дополнительные доходы в бюджет, но и служить стимулом для развития компаний.

Если в среднем по России доля небольших предприятий в валовом региональном продукте составляет 24 процента, то в Прикамье - 20

Еще одна острейшая проблема всех предприятий - дефицит кадров. В трудоспособный возраст вступило поколение так называемых зумеров: у тех, кто родился в начале тысячелетия, совсем другие запросы и потребности, нежели у работников старшего возраста. Скажем, молодых уже не устраивает модель жизни "завод - дом", их не интересуют социальные льготы или корпоративные праздники, и найти подход к таким сотрудникам, мотивировать их к эффективной работе - важнейшая задача кадровиков и владельцев бизнеса.

- У меня небольшое предприятие, где работают полтора десятка человек, в том числе молодые ребята, - рассказывает предприниматель Алексей Богдановский. - Они индивидуалисты, подход "делай как все" с ними вообще не работает. Я пошел на эксперимент, установил свободный график и убрал почти все требования к сотрудникам, оставив только достижение необходимого результата. И был удивлен, когда производительность труда выросла вдвое. Времена меняются, люди тоже и отношение к труду стало другим.

В этом, кстати, совершенно неожиданно проявился один из плюсов работы в небольших компаниях. Если крупные предприятия пока не готовы к кардинальным переменам в организации труда, то у малого и среднего бизнеса такое преимущество есть. Эксперт по интегральному развитию организаций Ксения Осипова полагает: хотя МСБ не может конкурировать с крупными компаниями по уровню заработной платы или узнаваемости брендов, зато такие работодатели более гибкие и предоставляют возможности для профессионального роста. К тому же небольшие предприятия инновационны и потому считаются одним из драйверов технологического развития.