
По итогам отбора в Челябинск приехали Элина Лебедзе (Санкт-Петербург), Лукас Сухарев (Сыктывкар/Москва), Станислав Фролов (Челябинск/Москва), Екатерина Хмелевская и Кристина Янова (Москва). За три дня интенсивной работы оркестр проиграл по несколько раз их сочинения, которые публично представлял и комментировал куратор лаборатории, московский композитор Владимир Горлинский. По его мнению, "композиторы очень чувствуют контакт с музыкантом, с исполнителем. И если он есть в каком-то взаимном поле слышания, то приносит особенный результат в творчестве".
В зале сидели слушатели - студенты челябинских вузов, педагоги, меломаны разных возрастов. Им тоже давали микрофон, чтобы они рассказали авторам, какие ассоциации рождала их музыка. С третьей стороны свои предложения говорили со сцены артисты оркестра, дирижер Алексей Рубин - он в свою очередь объяснял, откуда возникают новые звуковые эффекты. Например, Станислав Фролов использовал шарик на спице, а еще заставил духовые инструменты издавать особые призвуки (сразу несколько звуков), которые называются "мультифоники".

Источниками сюжетов послужили и рассказ Рэя Брэдбери "Будет ласковый дождь", и философия Платона, и мысли про "мирный атом" и антивзрыв, и даже спектральные свойства оркестровых тембров, породившие партитуру "Хочу, чтобы звуки светились" (автор - Элина Лебедзе). Такой подход сродни разложению химических элементов на составные части - чем не связь музыки и науки? "Мы стремились, отбирая участников, чтобы у нас не было композиторов, которые пишут в одном стиле. Хотелось представить палитру индивидуальностей, что для слушателей, мне кажется, тоже интересно", - отмечает Рубин.
Итоговый результат, с учетом всех высказанных пожеланий, публика сможет услышать 20 февраля, а под финал в рамках лаборатории состоялся необычный концерт-перформанс на железнодорожном вокзале Челябинска.
Люди жили в своем ритме, ждали отправления и прибытия поездов, о чем их исправно оповещали по громкой связи, и вдруг посреди гула и звуков вокзала стала пробиваться музыка. Вначале из динамиков зазвучали одиночные голоса певцов, которые затерялись в толпе, потом они образовали четкий круг в центре зала. Пение обрело стройность и благозвучие, а дальше к ним присоединились духовики Челябинского филармонического оркестра, поддержав прорезающими зал фразами вокальный ансамбль Noesis. Автор Владимир Горлинский, назвавший эту композицию "Портал "Роза ветров", задался целью "сшить" реальность и художественное пространство: "Обычно на вокзале оказываются, чтобы отправиться в путь. Но здесь мы предлагаем путешествие другого рода - между мирами, между внутренними состояниями". Действительно, три части - "Лес", "Река" и "Храм" - дают возможность почувствовать разные вибрации, пережить удивление, затем принятие непривычного музыкального языка. И в конце концов - испытать воодушевление, когда в финале все звуки собираются в торжественный гимн. Организаторы предлагали слушателям свободно перемещаться по вокзалу, чтобы "менять оптику слушания" и испытать воздействие стереофонического эффекта.

Многие челябинцы специально пришли на этот перформанс и остались очень довольны, подходили к Алексею Рубину со словами благодарности за открытие и творчества Владимира Горлинского, и за эмоциональные переживания, которые они здесь получили. Пространство вокзала оказалось настолько акустически благоприятным, что музыканты теперь подумывают о продолжении эксперимента, но уже с музыкой классиков.
"Я рад, что год назад Челябинский филармонический оркестр возглавил Алексей Рубин. Он молодой, горит работой, идеями, которые нам очень нравятся. В эти дни благодаря проекту "Курчатов лаб" в филармонию пришла новая публика, а оркестр за несколько дней обрел бесценный опыт исполнения ультрасовременной музыки, так что теперь любые вызовы нашим музыкантам по плечу", - подвел итог генеральный директор Челябинской филармонии Алексей Пелымский.