
Первый сезон этого широко разрекламированного сериала, который относится к "школьному кино", закономерно стартовал с начала сентября и будет выкладываться до середины октября. Главная героиня, учитель математики Мария Павловна в исполнении Марии Ароновой, - монстр старорежимного образования, в силу обстоятельств попадающий на новую работу, в элитарную частную школу "Фаворит".
Здесь учится золотая молодежь, здесь нет звонков и плохих оценок, поскольку методика преподавания ориентирована на хрупкость поколения и самоценность каждого из учеников (но на самом деле - на власть и платежеспособность их родителей). Сериал держится на древнем как мир комедийном приеме: герой родом из одной среды попадает в среду совершенно иную, что создает череду острых, нелепых и занимательных ситуаций.
Марии Павловне нет и 60 лет, но ощущение такое, что как педагог она закалялась во времена, близкие к Иосифу Виссарионовичу. Женщина закрытая и суровая, она не дружит с техникой, не знает про QR-коды, не расстается с деревянной указкой и готова есть прямо в учительской из контейнера, хотя в школьном кафе предусмотрено элитное и при этом бесплатное питание от шеф-повара. В этой школе учится внучка Марии Павловны Настя (Таисья Калинина), когда-то разлученная с бабушкой матерью (Надежда Жарычева). И мать, узнав о том, что "воплощенное зло" Мария Павловна теперь работает здесь, из департамента образования переходит сюда простым завучем, лишь бы контролировать обеих.
С самого начала режиссеры Александр Жигалкин и Евгений Шелякин с оператором Константином Постниковым задают, что герои постоянно находятся под наблюдением кинокамер и знают об этом: для платформ PREMIER и START (на которых и демонстрируется сериал) якобы снимается документальный фильм о Марии Павловне, которая последней в СССР удостоилась звания "учитель года".
Персонажи действуют в заданных ситуациях, то "вспоминая" о камере, то "забывая" о ней, и периодически дают комментарии о случившемся в формате интервью. Камера в руках оператора специально дрожит и резко наезжает на лица, напоминая то о телерепортаже, то о фильмах "Догмы", но более всего, конечно, об американском псевдодокументальном ситкоме "Офис".
Жанр российского ситкома эта манера, конечно, освежает, но в "Олдскул" очень сложно "войти", то есть поверить в происходящее. Такие герои никогда бы так себя не повели, зная, что их снимают. Предлагаемые обстоятельства заведомо фальшивы, и это сказывается на актерах, которые начинают играть слишком жирно, им сложно балансировать между серьезным пребыванием в ситуациях и игрой напоказ, без "четвертой стены".
Та же Аронова, актриса изумительная, порой вынуждена в камерном пространстве существовать так, будто она стоит на подмостках родного Вахтанговского театра.
Сериал режиссеров Дмитрия Губарева и Алексея Зотова держится на том же приеме: человек попадает в чуждую ему среду. Застенчивый молодой инженер Тяпин из города Глебова (которого на реальной российской карте нет) волей обстоятельств становится депутатом Госдумы. Политических амбиций у Тяпина нет, он искренне хочет восстановить работу своего НИИ, ныне расформированного, дать коллегам возможность заработка и вообще - помочь людям чем может.
Илья Лыков создал невероятно обаятельный образ современного идеалиста: в нем что-то от "положительно-прекрасного" князя Мышкина, что-то от борющегося с ветряными мельницами Дон Кихота.
Тяпин скромно и честно жил со своей женой-экоактивисткой (Ксения Теплова), такой же бескорыстной и принципиальной, но вопреки ее увещеваниям депутатом все же стал. Парочку полусказочных супругов-идеалистов прекрасно уравновешивают отправившиеся с Тяпиным в Москву (при том, что жена осталась в Глебове) дружок-хитрован Сорока (Дмитрий Смолев), эдакий Санчо Панса при своем Дон Кихоте, и харизматичная теща (Инга Оболдина). Великолепный образ губернатора Глебова - циничного, но доброго, умудренного жизнью - создал Александр Лыков, однофамилец исполнителя главной роли.
И еще одна значимая и удавшаяся роль - столичный политтехнолог Инга (Ольга Лерман). Приставленная к Тяпину в качестве куратора, она вначале кажется циничной стервой, манипулирующей своим подопечным, но актрисе удается раскрыть в своей героине и человечность, и нежность, и ранимость.

Авторы сериала весьма смело и весело работают с массовым представлением о Госдуме, связанными с этим клише и мемами. Тут есть и выпады в сторону социальных верхов, где рука руку моет, и шутки про буфет, где бутерброды с икрой за копейки, или о депутатской неприкосновенности.
Главный герой в исполнении Лыкова, тот самый блаженный праведник, на котором земля держится, не знает законодательства и внутреннего этикета правящих кругов, но он движим желанием помочь простым людям. Следуя интуиции, он все же проходит между Сциллой и Харибдой и достигает своего.
Это же просто ходячее воплощение народной мечты о человеке, который сделает мир лучше.
Главный герой снятого Владимиром Щегольковым сериала "Виноград" - мужчина совершенно иной формации. Павел Прилучный играет самоуверенного менеджера Егора, за время работы у своего тестя-бизнесмена (Сергей Газаров) привыкшего к шикарной жизни. Но тесть держит Егора на коротком поводке. И, когда обнаруживается факт его измены с красавицей-коллегой, шеф отлучает зятя не только от своей дочери (Софья Синицына), но и от "кормушки", даже блокирует банковские карточки. И во время этой черной полосы герой узнает о свалившемся наследстве: несметное количество гектаров с виноградников.
Отверженный кругом близких и друзей, по сюжету Егор отправляется в Анапу, чтобы осмотреть владения, а по сути - совершает какой-то важный внутренний поворот.
Притягательная особенность "Винограда" в том, что он не так прост и примитивен, как кажется сперва. За оболочкой глянцевитого комедийного сериала о циничном прожигателе жизни проступают отсылки к мировой культуре. Перед Егором встает выбор: застроить ли унаследованные кущи коттеджами, пожертвовав романтической дикой красотой, и тут вспоминаешь, конечно, "Вишневый сад". Герой подспудно приходит к тому, что возврат в лоно природы может очистить и спасти нынешнего человека, испорченного высокотехничной цивилизацией, - привет Руссо и иным просветителям XVIII века.

К финалу первого сезона Егор почти как Фауст: чувствует подлинное счастье, припав к родной земле и желая жить простым и честным трудом.
У сериала хороший каст, актерские назначения - как Марина Зудина в роли гламурной тещи Егора - точны. А у Прилучного при всей внешней схожести его телевизионных ролей появилась возможность сыграть за мачистским фасадом что-то более сложное и противоречивое.