Запрет на экспорт топлива может стабилизировать цены на рынке. Эксперты оценили решение правительства

Эксперт Терешкин: Запрета на экспорт бензина мало, нужно его импортировать
Продлением полного запрета экспорта бензина и ограничением экспорта дизельного топлива (ДТ) для непроизводителей (трейдеров) до конца года правительство увеличивает объем топлива, доступного внутри страны. Это должно привести к снижению давления на внутренние рынки и стабилизации оптовых цен. Такое мнение в разговоре с "Российской газетой" высказал финансовый советник и портфельный управляющий компании AMCH Даниил Тюнь.

По его словам, топливо остается внутри страны, транспортные расходы сокращаются, что снижает себестоимость продукции и создает условия для уменьшения оптовых цен. Ограничение экспорта способствует увеличению конкуренции между производителями топлива, что потенциально приведет к снижению цен на оптовых рынках - в пределах 2-5%.

Рынок был предупрежден о запретах на экспорт бензина и дизельного топлива заранее

Рынок был предупрежден о введении запретов заранее, об этом в конце прошлой недели сообщил вице-премьер Александр Новак. Его заявление было связано с ростом оптовых и розничных цен на топливо. Бензин начал резко дорожать с начала августа, а ДТ - с начала сентября. Биржевые котировки марки бензина АИ-92 за последние два месяца несколько раз побили исторические рекорды и сейчас находятся на очередном максимуме в размере 73 885 рублей за тонну. Дизель на пике в этом году 23 сентября торговался за 72 209 рублей за тонну. Сейчас его котировки немного просели до 69 928 рублей за тонну.

В рознице рост цен на бензин более чем в два раза обогнал инфляцию - 8,4% против 4,16% к 22 сентября. ДТ подорожало с начала года всего на 3%, но только за последний месяц прирост цены составил 1%. Если динамика подорожания сохранится, то уже в ноябре ДТ может также обогнать потребительскую инфляцию.

Полный запрет на экспорт бензина действует в России с августа. Но влияния на цены данная мера не оказала. Это объясняется тем, что на экспорт из России уходит не больше 10-15% от объемов производства. К тому же часть экспорта происходит по межправительственным соглашениям, а на них запрет не действует.

По мнению директора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, одного запрета на экспорт бензина будет недостаточно для выхода из кризиса. Нужно будет добиться увеличения предложения на внутреннем рынке, в том числе за счет импорта из Беларуси, Казахстана и некоторых других стран.

Схожая позиция и у управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова. Запрет поможет сдержать цены на ДТ, поскольку на внутренний рынок будет перенаправлен весь объем, экспортируемый непроизводителями. По бензинам никакого влияния не будет. Бензин, по-видимому, придется импортировать, закрывая локальные дефициты (Юг и Дальний Восток).

Действительно, ДТ в России производится в два раза больше, чем потребляется, и значительная часть экспорта осуществляется не производителями, а трейдерами, которым теперь поставки за границу запрещены. Естественно, это увеличит предложение на внутреннем рынке и должно оказать влияние сначала на оптовые, а потом на розничные цены.

По мнению Тюня, регулирование экспорта позволит правительству контролировать уровень инфляции на топливном рынке, предотвращая чрезмерный рост цен, обеспечивая доступность топлива для населения и промышленности. При этом эксперт отмечает, что даже после принятия запрета возможны локальные колебания цен вследствие региональных особенностей спроса и предложения, а также сезонных факторов.