Легенде советского кино Вере Васильевой исполнилось бы 100 лет

30 сентября 1925 года в Москве родилась Вера Кузьминична Васильева. Ее путь к искусству начался после похода в Большой театр, где вместе с тетей она увидела "Царскую невесту" и впервые задумалась о профессии актрисы. С тех пор она все больше читала о театре, наблюдала за актерами и мечтала о сцене. Судьба подарила ей не только сцену, но и кино, где ее образы навсегда стали частью советской истории. К столетию актрисы вспоминаем фильмы, которые сделали ее любимицей миллионов зрителей.

"Сказание о земле Сибирской" (1947)

Это первая роль, которой юная актриса смогла отметиться на большом экране. Легендарный режиссер и директор "Мосфильма" Иван Пырьев лично пригласил ее на эту воодушевляющую роль. Так родилась веселая и задорная героиня Настя Гусенкова, работающая официанткой в чайной... Именно с этого фильма началась большая кинематографическая биография актрисы.

По сюжету в Сибирь приезжает талантливый пианист Андрей Балашов, герой Владимира Дружникова. После ранения он оставил профессиональную карьеру, но находит утешение в музыке, исполняя песни для простых людей. Настя становится для него той самой искрой, которая помогает не потерять надежду. Их дуэты под аккомпанемент аккордеона звучат так искренне, что даже самые уставшие строители комбината начинают улыбаться.

Кадр из кинофильма "Сказание о земле Сибирской" (режиссер Иван Пырьев). Шофер Яша Бурмак - артист Борис Андреев, Настенька - артистка Вера Васильева. Фото: РИА Новости

Фильм снимали и в Чехословакии, и на Енисее, и в Звенигороде. Вера Васильева вспоминала, что зимние сцены приходилось играть в искусственных сугробах. Снег бросали в лицо прямо из мешков, а метель создавали огромные ветродуи. Эти испытания только усилили ощущение настоящей сибирской стужи. Картина принесла актрисе Сталинскую премию, а зрителям подарила героиню, в которую невозможно было не влюбиться.

"Чук и Гек" (1953)

Через несколько лет Васильева вошла в историю как мама Чука и Гека. Экранизация рассказа Аркадия Гайдара превратилась в классику детского кино, любимую многими поколениям ребят. Лиричная и светлая картина рассказывала о непростой зимней поездке двух братьев к отцу-геологу. И хотя сюжет строился на детских впечатлениях, именно мать в исполнении Васильевой становилась символом тепла и домашнего уюта.

Некоторые сцены снимали в павильоне при ярком освещении, которое превращало съемочную площадку в настоящую жаркую баню. Актеры вынуждены были десятки раз повторять кадры в зимней одежде, обливаясь потом. Но результат стоил усилий. Фильм был отмечен на Венецианском кинофестивале как лучший для детей и подростков.

Интересно, что пробы для картины стали одними из самых масштабных в истории того времени: более двух тысяч детей пришли попытать счастья. Отобрали лишь тех, кто мог не только сыграть, но и озвучить свои роли, ведь дубляж в начале пятидесятых еще только начинал развиваться.

Кадр из кинофильма "Чук и Гек". 1953 г. Режиссер Иван Лукинский. В роли мамы - актриса Вера Васильева. Фото: РИА Новости

"Свадьба с приданым" (1953)

Настоящая всенародная слава пришла к актрисе именно после выхода этой картины. Фильм был снят на основе одноименной пьесы Николая Дьяконова, а постановка уже пользовалась успехом в театре, но экранная версия превзошла все ожидания. Огромную роль в этом сыграли песни, написанные специально для фильма Алексеем Фатьяновым и Борисом Мокроусовым.

Зрители выходили из кинотеатров, распевая "На крылечке твоем…", и Васильева стала лицом этой музыкальной истории. Она сыграла серьезную девушку Ольгу, которая руководит лучшей бригадой в колхозе. Она вступает в соревнование с таким же волевым руководителем, который трудится неподалеку. В споре об отношении к труду рождается настоящее чувство. Юбилярша в этой роли показала удивительную легкость и умение передавать настроение через песню, улыбку и игривый взгляд.

"Похождения зубного врача" (1965)

В шестидесятые Вера Васильева продемонстрировала совершенно иной диапазон, сыграв в трагикомедии Элема Климова доктора Ласточкину. Она создала образ строгой и ироничной женщины, работающей с главным героем. Фильм был необычным для своего времени, ведь персонажи разговаривали со зрителем, а сюжет прерывался музыкальными вставками в исполнении Алисы Фрейндлих. А вся история разворачивается вокруг чудесного умения врача удалять зубы без боли.

Кстати, Ласточкина в исполнении Васильевой - персонаж далеко не положительный. Она плетет интриги и мешает герою Андрея Мягкова, но при этом она делает это с таким изяществом, что зритель не может воспринимать ее однозначно. Васильева сумела показать, что даже в комедийной сатире характеры могут быть объемными и многогранными. Сегодня этот фильм называют одним из самых смелых экспериментов советского кино.

"Выйти замуж за капитана" (1985)

В зрелом возрасте актриса вновь удивила публику в мелодраме Виталия Мельникова. Она сыграла мать главной героини Веру Семеновну Журавлеву, дом которой стал местом действия главной любовной интриги. Ее дочь фотожурналист Лена привела туда сурового капитана, сердце которого может растопить только по-настоящему сильное чувство. Казалось бы, это второстепенная роль, но именно она стала примером того, как можно показать красоту зрелости.

История о характерной журналистке Лене и пограничнике Александре полюбилась зрителям за искренность и легкость. Фильм смотрели во всех воинских частях и гарнизонах, а Васильева в роли мудрой матери напоминала зрителям, что зрелые женщины тоже могут быть яркими и привлекательными. Ее героиня стала воплощением мягкой силы и примером того, что жизнь не теряет своей полноты даже в возрасте.

Наше кино