На заброшенном владимирском судостроительном заводе планируют создать промпарк

Часть акций Гороховецкого судостроительного завода может перейти в собственность Владимирской области. Региональные власти планируют создать здесь промышленно-технологический парк.
Владимир Смирнов/ ТАСС

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект указа президента России о передаче Владимирской области находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Гороховецкий судостроительный завод" (ГСЗ). Как следует из документа, с предложением принять в собственность чуть больше 49 процентов (16 717 штук) ценных бумаг к руководству страны обратилось облправительство. Процедура передачи должна быть завершена в шестимесячный срок.

В правительстве Владимирской области "РГ" подтвердили инициативу. Там отметили, что она вызвана "важностью площадки завода для развития региональной промышленности".

ГСЗ - одно из старейших в России судостроительных предприятий. Завод был основан в 1892 году. В начале XX века в Гороховце строили передовые для того времени буксиры и баржи. Так, здесь была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа "Марфа Посадница" с уникальными обводами.

После революции завод продолжал выпускать большей частью баржи и буксиры. В Великую Отечественную войну предприятие построило около 200 десантных мотоботов. В послевоенные годы ГСЗ выпускал теплоходы, баржи, рыбопромысловые и водолазные судна и морские буксиры. Завод стал градообразующим для Гороховца, на пике производства здесь трудились свыше 3,5 тысячи человек.

Спрос на маломерные суда в России растет, особенно на фоне развития внутреннего туризма

С конца 1980-х годов предприятие начало испытывать значительные трудности, объемы производства стали падать, увеличились долги заказчиков. Из проведенного Счетной палатой в 2004 году анализа законности и эффективности приватизации государственного имущества во Владимирской области за 1993-2003 годы следует, что к тому времени завод являлся банкротом и практически прекратил свою деятельность. По данным картотеки арбитражных дел, ОАО ГСЗ обанкротилось в августе 2015 года. Изначально с таким требованием обратилась Владимирская энергосбытовая компания.

В облправительстве отметили, что сейчас производственная деятельность на площадке не осуществляется. Большинство зданий и сооружений находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии, инженерные сети требуют замены. Однако власти уверяют, что у региона есть понимание механизмов и планируемых источников финансирования для развития площадки.

Проект предполагает софинансирование: часть затрат на инфраструктурную подготовку территории планирует взять на себя регион, но основные инвестиции должны быть со стороны будущих резидентов технопарка.

"Учитывая, что предприятие длительное время не функционирует, ключевой задачей является именно создание современной инфраструктуры, что повысит инвестиционную привлекательность объекта для новых инвесторов", - отметили в правительстве региона.

По предварительным данным властей, затраты на создание базовой инфраструктуры и реновацию 35 гектаров могут превысить миллиард рублей. Общий объем инвестиций в создание производственных мощностей силами резидентов оценивается в 5-12 миллиардов рублей. "Безусловно, при реализации проекта планируется использование мер господдержки, предусмотренных как на федеральном, так и на региональном уровне", - добавили в облправительстве.

Если планы удастся осуществить, то на базе ГСЗ появится многофункциональный промышленно-технологический парк с кластерной структурой - судостроительным и сервисно-логистическим кластерами. Планируется, что он будет ориентирован на производство маломерных судов, судового оборудования, земснарядов.

Возможно, одним из инвесторов нового технопарка станет муромский предприниматель Андрей Духовской. Его разработку туристического домика - хаусбота, способного перемещаться по воде и по суше, - региональные власти представляли на Петербургском международном экономическом форуме.

Детальные планы по созданию технопарка будут прорабатываться после передачи актива в собственность области. Ориентировочные сроки реализации - пять - семь лет. В итоге власти рассчитывают на создание до 500 новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и оживление экономики района.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что кейс с Гороховецким судостроительным заводом вряд ли станет общероссийским трендом, поскольку государство на всех уровнях - от федерального до муниципального - заинтересовано в приватизации имущества, то есть в переходе его в частные руки. Передача активов между федеральным центром, субъектами и муниципалитетами производится, когда есть конкретный план их использования вместе с частными инвесторами.

- Для руководства страны это выгодно: чем активнее субъект привлекает инвестиции и наращивает доходы, тем меньше требуется выделять средств из федеральной казны в виде субсидий и бюджетных кредитов. Такой подход помогает регионам лучше распоряжаться активами, привлекать инвестиции, создавать рабочие места и развивать промпроизводство, - отметил Илья Жарский.

Сам проект эксперт называет перспективным, так как спрос на маломерные суда в России растет, особенно на фоне развития внутреннего туризма и речного транспорта. По оценке эксперта, ежегодно продается около 150 тысяч маломерных судов, вряд ли этот внушительный показатель будет снижаться.

Справка "РГ"

По информации Rusprofile, ОАО ГСЗ было зарегистрировано в 1996 году. С февраля 2015-го по январь 2022 года совладельцем завода было указано региональное министерство имущественных и земельных отношений. Актуальные собственники не раскрываются. Выручка в 2024 году составила 1,8 миллиона рублей, чистый убыток - 1,6 миллиона. Конкурсным управляющим с начала банкротства является Сергей Рассадин.

ОАО является владельцем двух других компаний, также связанных с судостроением. Первая также называется ГСЗ, но с другой формой юрлица - ООО. Акционерное общество указано как правопредшественник этой компании. ООО было зарегистрировано в феврале 2004 года. В прошлом году выручка была нулевая, чистый убыток составил 205 тысяч рублей. Уставный капитал - 2,8 миллиона рублей.

Кроме того, ОАО владеет еще одной связанной с судостроением компанией - ООО "Гороховецкая судоверфь". Оно было зарегистрировано в 2016 году с уставным капиталом 14,8 миллиона рублей. Выручка в 2024 году составила 1,8 миллиона, чистая прибыль - 85 тысяч. Директором обоих ООО является Павел Короткий.