
В Церкви есть целых два праздника, посвященных этому сокровенному событию: кроме Зачатия Иоанна Предтечи, еще и праздник Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы, то есть день зачатия Матери Христа, отмечаемый 22 декабря. Такое празднование не только дня рождения, но даже и зачатия Божьей Матери и Иоанна Предтечи, с одной стороны, подчеркивает значимость Девы Марии и Пророка Иоанна в истории человечества, а с другой, показывает нам, что акт зачатия новой жизни - событие не только таинственное, но и отмеченное Божьим благословением.
Человечество познало эту истину еще на заре цивилизации, когда то ли четыре, то ли три с половиной тысячи лет назад праведник Иов, обращаясь к Богу, восклицал: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева".
А вот как формулировал суть единения мужчины и женщины русский религиозный философ первой половины XX века Лев Карсавин: "По существу своему и в идеале половой акт - наиболее духовный из актов человека... Здесь человек наиболее причастен Божьему творческому акту, погружаясь в бездну небытия, из коей подъемлется новый человек: здесь возникает новое пространство и новое время рождающегося, преобразуя весь пространственно-временной мир; здесь даже животное приближается к духовности, становясь способным на любовь и жертву".
Можно было бы и дальше цитировать библейскую "Песнь Песней" или наших религиозных философов - Бердяева, Соловьева, можно было бы еще порассуждать о божественной природе эроса, но давайте оставим что-нибудь на потом, для следующих статей. Главное понять: зачатие как явление, требующее Божьего благословения, должно быть интимно и сокровенно. Ведь, смотрите, человек еще не родился на свет Божий, но каким-то таинственным и непостижимым для нас образом в этой совокупности непрерывно делящихся клеток уже есть, уже живет бессмертная человеческая душа.
А еще давайте обратим внимание на то, что в полном названии наших праздничных дней присутствуют имена женщин - матери Богородицы Анны и матери Иоанна Предтечи Елисаветы, и это, как считают богословы, говорит о высоте и святости материнства.
Евангелие от Луки сообщает, что родился Иоанн Креститель (другое имя пророка) за шесть месяцев до Иисуса в семье иудейского священника Захарии, мать Иоанна Елисавета приходилась двоюродной сестрой матери Богородицы Анне. Дело было во дни царя Ирода, примерно в 6 или 2 году до нашей эры. У Захарии и Елисаветы, людей праведных, детей не было, хотя "оба они были уже в летах преклонных". Однажды, когда Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме, "явился ему Ангел Господень". Захария, увидев Ангела, "смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их", - читаем мы у евангелиста Луки.
Захария, смущенный происходящим, усомнился: "Я стар, и жена моя в годах преклонных", - оказывается, маловерие случалось и со святыми. Тогда ангел сказал Захарии в ответ: "Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим". Так и случилось: маловерие всегда имеет последствия. "После сих дней зачала Елисавета", и это таинственное, освященное Божьей благодатью событие мы и празднуем 6 октября. А вот День Рождества Иоанна Предтечи отмечается уже через девять месяцев - 7 июля.
Кстати, в рассказе евангелиста Луки о зачатии пророка Иоанна и его рождении есть крайне важный момент: когда Елисавета, жена праведного Захария, зачала ребенка, она "таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми". Тут нужно пояснить: бездетность в те времена считалась наказанием Божьим. "Снятие бесплодия" - явным знаком милости Божьей, того, что Господь "призрел на тебя", то есть обратил Свою Любовь на тебя.
Но давайте особо запомним: праведная Елисавета "таилась", молчала об этой милости Божьей, случившейся с ней. Зарождение жизни - тайна, требующая не только любви, но и защиты ее хрупкости. Чем не урок для наших безбашенных современниц, готовых выкладывать в соцсети даже то, что стоит скрывать от чужих и не всегда добрых глаз.
Когда же долгожданный ребенок родился, то, согласно принятому обычаю, на восьмой день в доме Захарии собрались родственники и соседи, чтобы совершить обряд обрезания. Считалось, что через обрезание младенец вступал в завет с Богом, приобщался к избранному Богом народу. Обычно при этом младенцу давалось имя в честь кого-либо из старших родичей, поэтому все ждали, что новорожденного нарекут Захарией, и когда Елисавета сказала, что ребенка назовут Иоанном, гости пришли в недоумение. Кстати, Иоанн в переводе с древнееврейского означает "Господь сжалился; милость, дар Божий". За решением обратились к отцу, и Захария, испросив дощечку, намазанную воском, написал на ней: "Иоанн". "И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога".
Празднуя событие Зачатия Иоанна Предтечи, Церковь чтит и день памяти его родителей, он приходится на 5 сентября по старому стилю, на 18-е по новому. В эти дни издавна в русских храмах проходили молебны святому пророку Захарии и святой праведной Елисавете о разрешении от бездетности и о благополучии детей. А еще наши предки часто называли младенцев, родившихся незадолго до 5 сентября или в сам день, именами Захар или Елисавета.
Одна из таких Елизавет - великая женщина и великая мать, подарила нам победоносного маршала, под командованием которого Советская армия отстояла Сталинград. 5 сентября 1865 года в верующей семье крестьян Карякиных, что в дереве Широбоково Тульской губернии, родилась девочка. Имя она получила по святцам, в честь матери Иоанна Предтечи святой праведной Елисаветы, и похоже, что небесная покровительница не оставляла эту поразительную русскую женщину ни на миг.
В браке с Иваном Ионовичем Чуйковым у Елизаветы Федоровны родилось двенадцать детей - восемь сыновей и четыре дочки. Веру свою Елизавета Федоровна пронесла через всю жизнь - а это целых 92 года, на которые выпали революция, гражданская война, голод, репрессии, Великая Отечественная. Все ее сыновья прошли кровавые войны XX века, один из них, Васенька, кстати, тоже названный по святцам, был участником сразу четырех войн - гражданской, советско-финской, войны Китая против японских агрессоров, Великой Отечественной. Ран у Чуйковых хватало, но все вернулись домой живыми.
Но не только дети Елизаветы Федоровны были людьми удивительной стойкости и мужества, она сама отличалась запредельной отвагой и внутренней духовной силой, объяснение которым можно найти только в вере этой великой женщины. В 1930-х, когда Советы собирались взорвать Никольский храм села Серебряные Пруды, где жила семья Чуйковых, Елизавета Петровна - случай беспрецедентный! - дошла до самого всесоюзного старосты Калинина и храм отстояла.
Как-то уже после войны вся семья Чуйковых собралась за родительским столом в Серебряных Прудах. Начались фронтовые воспоминания: кто, где и как обманул лихую вражескую пулю, шальные вражеские снаряды. И вот когда рассказы полились рекой, всегда сдержанная Елизавета Федоровна не выдержала и сказала: "Сынки, да это я вас у Бога вымолила". Известно, что перед отъездом на фронт Василий Иванович Чуйков получил от мамы в благословение нательный крестик. И не случайно после смерти маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова в его партбилете нашли затертый листок с молитвой: "О, Могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей и помоги мне…"
Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в Telegram-канал Марии Городовой.