
На открытии театр показал одну из лучших своих постановок - моноспектакль-драму "Эсимде" по повести Чынгыза Айтматова "Материнское поле" в исполнении народной артистки КР Гулайым Каниметовой. Спектакль является украшением репертуара театра и пользуется популярностью среди почитателей всемирно известного писателя.
По словам художественного руководителя БГДТ Айгуль Умуралиевой, моноспектакль - один из самых сложных жанров, тем более на камерной сцене, когда зритель находится буквально в метре от артиста.
- На пространстве Центральной Азии IMPULSE стал первым фестивалем моноспектаклей, и я очень горжусь тем, что в этом году мы отмечаем его десятилетие на родной для него бишкекской сцене. Во всех конкурсных постановках роли исполняют достаточно зрелые актеры со своим посланием миру о душе и проблемах личности, - подчеркивает она.
Для Татьяны Хазановской из Тель-Авива исполнять роль на сцене в полном одиночестве - обычная практика. Это ее стихия. Она - автор и исполнитель моноспектакля "Ну вот, уже лучше".
- Это мой дебют как автора, режиссера, и, естественно, есть волнение, которого раньше не было, - делится актриса. - Сложность в том, что режиссер может что-то указать, направить, отругать. В моем случае все приходится делать самой. И ругать себя тоже (смеется).
По ее словам, сцена Бишкекского театра имени Арсена Умуралиева - особенная. Зритель находится очень близко от исполнителя. Сидящему в зале отчетливо видны чувства актера, эмоции, тепло и реакция. Татьяне Хазановской очень импонирует, что публика настолько досягаема.
- Чтобы зритель не заскучал на моноспектакле, актеру, выступающему на сцене, необходим исключительный профессионализм, - полагает директор Костанайского областного русского театра драмы (Казахстан) Юрий Ивлев. - Монодрама - один из самых сложных жанров, потому что артисту на сцене просто не за кого спрятаться. Нет партнера, нет реквизита, и это архисложно. Либо ты все делаешь хорошо, либо ничего не получается. Среднего не дано. Или плохо, или здорово.
Ближе к закрытию фестиваля зрители смогли по достоинству оценить блистательную игру российской актрисы Валерии Емельяновой в постановке "Человеческий голос" по произведению французского поэта и писателя Жана Кокто. Моноспектакль построен вокруг проблематики и силы женского характера, проявляющегося через историю любви.
Вообще, юбилейный фестиваль так или иначе посвящался силе любви. Абсолютно все постановки были посвящены этому чувству. Любовь, иными словами, объединила сюжеты воедино.
- За 10 лет Фестиваль IMPULSE стал неотъемлемой частью театрального ландшафта не только в своей стране, но и приобрел известность и уважение по всему миру. Бишкекский театр имени Умуралиева посещают артисты и режиссеры со многих континентов, в этом заслуга его художественного руководителя Айгуль Умуралиевой, дирекции театра и мэрии столицы, - заключила международный эксперт и театровед Нина Мазур.
Тем временем
Бишкекский городской драмтеатр представил на фестивале не только "Материнское поле", но и постановку Александра Панина (Россия)
"Я - Эдит Пиаф" в исполнении Накинай Дыйкановой. Это трагическая история жизни, любви и смерти великой певицы, начинавшей свою карьеру на улицах Парижа.
Сам Александр Панин выступил на фестивале не только в роли режиссера, но и актера. Эту возможность ему предоставил моноспектакль "Соглядатай" по одноименной повести Владимира Набокова. Создатель и исполнитель постановки Александр Панин - актер и режиссер из Москвы, выпускник Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина. По сюжету живущий в Берлине русский эмигрант решается на самоубийство. Однако и в "послесмертии" его "я" продолжает существовать среди знакомых ему прежде людей.