Половина экономики Кыргызстана приходится на сферу услуг

Торговля, финансовые услуги и перевозки оказывают все большее влияние на ВВП Кыргызстана. По данным официальных источников, сфера услуг закрепила за собой ключевую роль в формировании валового внутреннего продукта страны и стала основным драйвером экономического роста. Доля этого сектора в структуре экономики превысила 50 процентов.

Согласно оценкам Нацстаткома КР, в январе-августе 2025 года объем продукции сферы услуг превысил 808 миллиардов сомов. Это на 9,9 процента больше, чем за аналогичный период 2024-го. Завидную динамику специалисты объясняют двумя факторами - значительным увеличением потребительского кредитования (на 45,3 процента выше, чем в прошлом году) и доходов населения. Так номинальная среднемесячная заработная плата с начала года выросла на 20,4 процента, а средний размер пенсии - на 14,2 процента. Люди стали лучше жить и, соответственно, больше тратить на различные покупки и услуги. При этом наибольшие доли в упомянутой сфере принадлежат оптовой и розничной торговле (33 процента), финансовому посредничеству и страхованию (10,2 процента), а также транспортной деятельности и хранению грузов (9,1 процента).

Активное развитие сектора вместе с тем - тенденция для Кыргызстана вовсе не новая. Скорее, устойчивая. По данным аналитиков Евразийского банка развития (ЕАБР), сфера услуг оставалась одним из основных драйверов роста местной экономики по меньшей мере с 2010 года. В определенные периоды ее доля в ВВП страны приближалась к 49 процентам. На обрабатывающую промышленность, для сравнения, в тот же период приходилось 14 процентов внутреннего валового продукта. Сельское хозяйство, в свою очередь, обеспечивало около 13 процентов ВВП.

К сожалению, у любой медали есть обратная сторона, и зависимость экономики от сферы услуг имела высокую цену. Так Кыргызстан больше других стран региона пострадал от кризиса, связанного с распространением COVID-19, и введенных из-за пандемии ограничений. Однако благодаря гибкости экономики, развитию интеграции в рамках ЕАЭС и усилению внутреннего спроса, от потрясений республике удалось быстро оправиться.

Рекордный рост сферы услуг в Кыргызстане, возможно, видится со стороны неким феноменом. Этот сектор, как правило, превращается в ключевой для экономики в странах, перешедших в разряд высокоразвитых государств и создавших постиндустриальное общество. В Кыргызстане, однако, удивительные перемены связаны с несколько иными процессами. После распада СССР республика утеряла значительную часть промышленных мощностей и население было вынуждено осваивать иные направления деятельности. Это привело Кыргызстан к стремительному развитию малого и среднего бизнеса (МСБ).

По данным того же Нацстаткома КР, в 2024 году объем продукции МСБ превысил 664 миллиарда сомов, что составило 43,6 процента ВВП республики. Помимо того, что малый и средний бизнес выбился в разряд ключевых для местной экономики, он превратился в одного из крупнейших работодателей страны. На предприятиях МСБ трудятся немногим менее 120 тысяч человек, не считая людей, занятых в индивидуальных крестьянских хозяйствах.

В правительстве Кыргызстана вместе с тем полагают, что потенциал сферы услуг республики еще не раскрыт. Она, как полагают чиновники, может развиваться за счет так называемой креативной экономики и цифрового сектора - дизайна, IT, анимации, производства музыки, анимации и короткометражного кино.

Прямая речь

Бакыт Торобаев, заместитель председателя кабинета министров КР:

- На сегодня в Кыргызстане зарегистрировано более 460 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Для его поддержки государством реализуются льготные кредитные проекты. Они ориентированы на малый и средний бизнес и подразумевают как срочную поддержку предпринимателей, так и финансирование небольших фермерских хозяйств. Политика правительства строится на диалоге с МСБ. Только совместными усилиями государства, предпринимателей и общества мы сможем сделать экономику Кыргызстана устойчивой, инновационной и конкурентоспособной.