
Удобные цифровые сервисы с "зашитыми" в алгоритм условиями договоров зачастую помогают творцам компенсировать недостаток юридической грамотности. К таким выводам пришли участники практикума "Имею право: дизайн как объект интеллектуальной собственности и нематериальный актив компании", который состоялся в Национальном центре "Россия" в рамках Российской креативной недели. Кроме того, эксперты обменялись мнениями относительно ИИ: сможет ли нейросеть заменить в ближайшей перспективе живого профессионала.
Дизайнеры - это не просто влиятельные и респектабельные участники рынка интеллектуальной собственности, они обладают еще и совершенно особыми правами, которых нет у других представителей творческих индустрий, отметила модератор сессии директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская: "В четвертой части ГК РФ только за архитекторами и дизайнерами закреплено особое право на практическую реализацию своего творческого проекта. Кроме того, дизайнер располагает возможностью выбирать модель охраны своего продукта или охранять его сразу в нескольких режимах. Авторское право охраняет дизайн как произведение, патентное - как промышленный образец, наконец, при желании дизайн можно зарегистрировать в качестве объемного товарного знака".
Она напомнила, что в качестве объемных товарных знаков зарегистрированы, например, бутылка Coca-Cola и обувь Crocs. Особенно любят этот прием производители конфет: объемные товарные знаки представляют собой Toblerone, Raffaello, Chupa Chups.
Впрочем, дизайнеры не спешат использовать этот широкий арсенал охранных режимов, отметил основатель и генеральный директор компании SmirnovDesign Сергей Смирнов: "95% из нас ограничиваются авторскими правами".
Затруднения возникают и из-за распространения нейросетей, которые уже наделали много шума в некоторых отраслях: работодатели потирают руки в ожидании бесплатного контента, возмущенные креаторы грозят в судебном порядке взыскать с ИИ-индустрии компенсацию за использование произведений в обучении алгоритмов. "В графическом дизайне нейросети в самом деле теснят людей. Но промышленный дизайн, я уверен, еще поживет. ИИ может имитировать уже очень многое, но он не способен воспроизвести архитектуру дизайнерской мысли", - уверен Сергей Смирнов.
Что же касается интеллектуальных прав, позволяющих зарабатывать на дизайнерской деятельности, то здесь могут оказаться полезными простые и наглядные пособия, рассказывающие, как интеллектуальная собственность работает в конкретных индустриях. Такие брошюры выпускает тот же Digital IP.
Еще больше упрощают работу с правами цифровые сервисы. Здесь нормы ГК РФ и структура договоров буквально "вшиты" в алгоритмы и представлены в виде понятного интерфейса. Так, депонировать объект дизайна, то есть подтвердить авторство и исключительное право на сервисе n"RIS можно буквально в пару кликов, рассказала его генеральный директор Наталья Беленькая: "Об интеллектуальных правах задумываются лишь тогда, когда продукт пора продавать и делить доход, выручку, дивиденды. В этот-то момент оказывается, что интеллектуальная собственность никуда "не монтируется". Чтобы избежать этого, права имеет смысл фиксировать еще на начальном этапе".
Удобнее всего депонировать креативный продукт с помощью инструмента ArtCloud, входящего в экосистему n"RIS. За небольшую плату пользователю будет предоставлено хранилище, в которое можно будет загрузить целую серию эскизов, макетов, дизайн-проектов. Если работать нужно не с фотографиями, а с объектами иного типа, например с 3D-моделями или цифровыми ассетами, стоит воспользоваться основным сервисом n"RIS. Здесь уже для каждого объекта потребуется отдельная ячейка.
Наконец, с помощью сервиса "Антипират" дизайнер может обнаружить контрафактную продукцию, нарушающую его права, например, в карточках товара на маркетплейсах, в социальных сетях. И здесь дизайнеру как раз очень пригодится свидетельство о депонировании, которое выдает сервис. "В подавляющем большинстве случаев свидетельство позволяет решить проблему еще на уровне досудебной претензии. Если же нарушитель упорствует, депонент сможет претендовать на компенсацию до 5, а со следующего года уже до 10 млн рублей", - отметила Наталья Беленькая.
Для того чтобы выгодно распорядиться правами на дизайн в цифровой среде, подойдет контент-маркет IPEX. Внешне напоминающий обычные стоки, где журналисты и блогеры приобретают фото, на деле он предоставляет уникальные возможности как лицензиатам, так и правообладателям. Как рассказала гендиректор IPEХ Дарья Воинова, процесс составления лицензионных договоров полностью автоматизирован: "C IPEХ представители творческих профессий могут забыть об изнурительных переговорах и многостраничных соглашениях с синими печатями и тратить время только на креативные задачи. Чтобы понять, насколько это облегчает работу, достаточно сказать, что в сериале из десяти эпизодов обычно используется от 300 до 1000 композиций. Неудивительно, что с IPEX работают создатели "Слова пацана", "Нулевого пациента", "Дылды" и других громких проектов последних лет".
На IPEX доступна как подписная модель, когда за фиксированную плату пользователь получает доступ к базе контента, так и возможность самостоятельно согласовать условия конкретной сделки. Последнее особенно важно для индустрии дизайна, где огромную роль играет эксклюзивность проекта.
Дизайн служит не только инструментом создания эксклюзивности, но и необходимым компонентом для масштабирования бизнеса. С таким утверждением выступила соучредитель цифровой платформы для франчайзинга SCALE IT Мария Кизима. "Взгляните на известные франчайзинговые сети. Их повсеместную узнаваемость обеспечивает именно дизайн - будь то товарный знак, вывеска, фирменная цветовая гамма, меню или оформление пространства. В этом контексте дизайн становится важной составляющей при формировании добавленной стоимости: чем он проработаннее, тем выше цена продукта или услуги", - отметила она.
Эксперт пояснила, что франшиза по своей сути предполагает предоставление не только успешной бизнес-модели, но и целого портфеля интеллектуальной собственности. В него входят товарные знаки, патенты, авторские права и ноу-хау и, разумеется, проработанный фирменный дизайн для франчайзинговой точки.
Платформа SCALE IT призвана помочь предпринимателям, чей бизнес готов к масштабированию. Она позволяет систематизировать концепцию, собрать необходимый пакет интеллектуальных прав и четко определить условия их передачи партнеру по договору коммерческой концессии. Важнейшим элементом этого пакета неизменно выступают права на дизайнерские решения и товарные знаки.
В свою очередь, для покупателей франшиз платформа становится витриной прозрачных предложений. Это особенно актуально на фоне растущего числа так называемых франшиз-"пустышек", дискредитирующих саму модель франчайзинга. Платформа SCALE IT ставит заслон недобросовестным практикам, исключая нереалистичные обещания и скрытые условия, завуалированные в мелком шрифте договоров.
Сервисы, представленные на практикуме, интегрированы с общественно-государственной блокчейн-инфраструктурой управления интеллектуальными правами - Сетью РЦИС.РФ. Это означает, что сведения обо всех объектах интеллектуальных прав, их правообладателях и сделках с ними записываются в распределенном реестре.