"Мы много говорим о защите чести и достоинства педагога, но не всегда понимаем, как нам действовать, когда есть уже, например, решения суда или других органов, - сказал на заседании министр просвещения Сергей Кравцов. - Поэтому создание такого совета - давно назревший вопрос. Он нужен, чтобы помочь понять, кто прав, кто виноват, чтобы находить нормативные решения. Нужно обсуждать и рассматривать конкретные случаи, чтобы защита учителя была не на словах, а на деле".
Кравцов сообщил, что подготовлена типовая инструкция по действиям в случаях возникновения конфликтных ситуаций в школах с участием учителей. Также в регионы направлены письма о создании комиссий по защите чести и достоинства педагогов.
"Нам нужно, с одной стороны, защитить честь и достоинство учителя, а с другой - следить за правами детей. Это ключевая задача", - подчеркнул министр.
Замминистра просвещения Ольга Колударова отметила: во многих школах созданы конфликтные комиссии, но по факту они не работают.
"Необходимо, чтобы в случае конфликта с участием учителя администрация школы в лице директора оперативно и справедливо эту проблему решала - с соблюдением требований федерального закона "Об образовании" и других федеральных законов и кодексов, и в первую очередь Конституции РФ", - добавила Колударова.
Комиссии должны обеспечить всем участникам конфликта конфиденциальность и защиту персональных данных.
Ольга Колударова обратила внимание: должны рассматриваться все те вопиющие случаи, которые появляются в социальных сетях в отношении педагогов, все "вбросы", которые часто идут от родителей и самих школьников.
"В типовой инструкции четко распределено, что делает директор школы, что делает ответственный за рассмотрение конкретной ситуации, как в таких ситуациях действуют профсоюзы, - рассказала замминистра. - Если вопрос не решается на региональной комиссии, то ситуация передается в наш Совет. На работу по проблеме мы даем себе десять календарных дней - от приема обращения до исполнения итогового решения. Оперативность здесь очень важна".
Инициатива, бесспорно хорошая, и хочется верить, что созданный Совет будет эффективен. Но есть опасения.
Реальность пока такова, что права учеников в нашей стране защищаются хорошо. Стоит школьнику пожаловаться на неуважительное отношение к себе, виновного незамедлительно накажут - будь то уборщица, работник столовой или учитель.
А права учителей?
Вообще, права педагогов в нашей стране определяются Федеральным законом "Об образовании". Об этом как раз и говорила на заседании Совета Ольга Колударова. Вот, например, статья 47 пункт 12: учитель имеет "право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности".
Совет призван следить по большей части за исполнением пункта 13: преподаватели имеют "право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики".
С профессиональной этикой все просто: этические нормы закреплены в уставах школ. Но что именно считать посягательством на честь или достоинство педагога. Оскорбление? Но ведь это отдельная административная статья.
Кроме того, не стоит забывать, что рамки допустимого у преподавателей и у школьников сильно отличаются. Подросток, например, может использовать в речи сленг или жаргон, что учителю покажется оскорбительным. Можно ли преподавателю рассчитывать, что подростка накажут? Вряд ли. Ребенок заявит, что хотел комплимент сделать любимому преподавателю, а тот просто современных выражений не понимает.
Помимо неясности, что же такое честь и достоинство, есть и еще одна проблема: видится, что решения совета будут носить рекомендательный характер. Будет ли реагировать на это молодежь? Нет, конечно. Эпоха публичных выговоров давно прошла. Допустим, Совет сможет привлечь внимание общественности, но и это поможет далеко не всегда.
Пожалуй, главная проблема - если мы говорим о конфликте "учитель-ученик" - в том, что пока у нас несовершеннолетний всегда прав. Срабатывает инстинкт защитить ребенка, даже если тот ведет себя явно неподобающе. Примеров этому достаточно. Так, недавно в Подмосковье учитель информатики сделал замечание курящим и матерящимся подросткам, те в ответ накинулись на педагога.
Преподаватель, естественно, обратился в полицию, не подозревая, что уголовное дело заведут на него самого: подростки заявили, что он подошел с непристойными предложениями. Сейчас учителю грозит до 13 лет тюрьмы. Конечно, никакие рекомендации не смогут отменить решение суда.

