
"Рассказывать честно, чувствовать ответственность, идти глубже и фиксировать настоящее" - эти слова чаще всего звучат из уст авторов, работающих с темой специальной военной операции. В творческой среде она начинает звучать всё чаще и настойчивее, всё больше к ней обращаются в поисках ответов на свои собственные и общечеловеческие вопросы. И одним из первых проектов, поддержавших авторов в работе с этим материалом, одним из проектов, поставивших себе цель показать зрителю "искусство о спецоперации", стал арт-кластер "Таврида".
За несколько лет им была создана целая система программ для молодых творцов и реализован ряд творческих проектов. Именно "Таврида" впервые вывела на театральную сцену пишущих об СВО поэтов, создала крупнейший питчинг кино- и медиапроектов, куда стремятся попасть не только участники программ арт-кластера, но и профессионалы индустрии. "Таврида" показала России молодых художников Донбасса и создала программы, где представители разных направлений искусства могут работать над своими проектами вместе с участниками СВО. Все эти инициативы позволяют взглянуть на современный творческий процесс и узнать, кто и как сегодня в России на языке искусства говорит о событиях спецоперации.
В начале года при поддержке Минкультуры России полный зал во МХАТе имени Горького собрала постановка арт-кластера "Таврида" "Настоящие" - один из первых масштабных творческих проектов на тему СВО в стране.
В луче света на театральной сцене появились главные герои действия: не актёры, а современные поэты. Постановка напоминает, скорее, поэтический вечер, квартирник, который должен показать зрителю, как осмысляют спецоперацию на языке современной поэзии. Это практически задача первопроходца. Но среди авторов и те, кто по собственной воле не раз заглядывал происходящим событиям в лицо: многие из них регулярно выезжают на территорию Донбасса и Новороссии и бывают "за ленточкой". И об этом пишет поэт Александр Антипов. Он привозит из Донбасса в Москву контраст двух миров:
"…Игривый взгляд студентки МГУ
Официанту ближе изначально,
Чем взгляды мариупольцев случайных
На тридевять-азовском берегу…"
В постановке "Настоящие" звучит стихотворение поэта "Сидишь в кафешке под названием "Букет". О том, что существуют две реальности: одна - фронтовая и прифронтовая, а другая - реальность городов, которые находятся от всего этого слишком далеко.
"И некоторые люди в этой последней реальности или боятся думать о том, что происходит, или специально не хотят, чтобы это их касалось… Потому что у них есть выбор, - рассуждает Александр. - И эти две реальности, как правило, не пересекаются… Мне кажется, нужно об этом задумываться... Потому что страна у нас - общая, и для меня так быть просто не может, не может, что вот я здесь - отдельно, и вы, ребята, отдельно - там".
"…И это две прямых. Они, увы,
Доказано научно - параллельны.
Две правды, впрочем, обе неподдельны,
Два берега - Донца или Невы".
В какой степени эти реальности должны пересекаться - вопрос, на который каждый должен искать ответ сам. Но вот миры современного автора и читателя постановка "Настоящие" точно сводит, что делает её ценным форматом, позволяющим заглянуть современной поэзии в лицо.
Первая масштабная экспозиция работ художников-уроженцев и жителей Луганской и Донецкой народных республик "Без границ. Художники Донбасса" впервые была представлена "Тавридой" на её площадке в 2022 году. В неё вошли и работы Екатерины Галичей, девушки из ЛНР. Она нашла себя в лаконичной стилистике книжной графики и использует всего два цвета: чёрный и красный. А содержание часто заключает в метафоры, например, изображает крохотные деревенские домики, которые, словно птицы, расселись на ветвях огромного дерева жизни.
"Мне нравится именно такая стилистика: пока медленно и аккуратно работаешь пером и тушью, есть возможность подумать о том, что делаешь, в каждый штришок вложить часть себя, и нравится, когда в работе есть история, которую каждый может прочесть по-своему", - рассказывает девушка.
Но в 2022 году в ряду её работ с полями, деревьями, домиками и мышками вдруг появляется одна - с названием "За бугром" - где огромный, скалящийся зверь тянет лапу к спящему посёлку… А заглядывая через рамы в миры других молодых художников, можно увидеть дверной проём брошенной квартиры, повреждённой попаданием снаряда, или работу "Донбасский натюрморт с гранатами", композиция которой сочетает в себе изображения фруктов и боеприпасов.
Всего в экспозицию вошли работы 26 художников, и с 2022 года она периодически выставляется в разных городах России. Работы Екатерины Галичей в 2023 году были отобраны "Тавридой" для собственного стенда на ярмарке Art Russia. А позже, уже в 2024 году, арт-кластер представил там коллекцию работ 5 художников из новых регионов и снова стал связующим звеном между зрителями и современными авторами.
В 2023 году "Таврида" создала масштабную серию программ "#СВОё", которые знакомят молодых творцов разных направлений с участниками спец- операции, семьями бойцов и военкорами… Это взаимодействие помогает творцам соединять искусство - свой взгляд и характер - и правду, истории и опыт солдат, вернувшихся с передовой, переживания их близких и тех, кто своими глазами видел события спецоперации.
Рассказы бойцов уже успели стать основой сценариев для театральных постановок - так появились 12 спектаклей проекта "СВОи. Непридуманные истории", созданные и поставленные участниками программы "#СВОйТЕАТР". Первые премьеры прошли в конце 2024 года, а к весне 2025-го все 12 были поставлены на 12 театральных сценах в 10 городах России. Существуют также программы "#СВОяМУЗЫКА" и "#СВОяЛИТЕРАТУРА", последнюю, к слову, арт-кластер запустил в этом году.
Результатом другой программы этой серии - "#СВОёКИНО" - ежегодно становится уже упомянутый питчинг, где свои проекты жюри представляют и молодые творцы, и профессионалы киноиндустрии. С 2023 года было презентовано уже порядка 140 проектов, часть из них получила поддержку от различных грантовых платформ - например, документальный фильм "Отец" режиссёра Любови Марецкой, документальная картина "Я не вернулся с войны" Алексея Лагерева и популярный сериал "Ландыши" Юрия Сапронова. В этом году на питчинге было представлено 59 художественных и документальных проектов.
Для проекта "Просто жить" сценариста, военкора и участника спецоперации Рината Есеналиева, вышедшего на питчинг в рамках программы "#СВОёКИНО" в прошлом году, уже написан сценарий, ведутся переговоры для запуска съёмок. Ринат поделился, что главная цель сериала - "по-настоящему" показать побывавших в зоне СВО бойцов.
"Все привыкли видеть вернувшихся парней именно такими, какими их обычно представляют, а не такими, какими они являются на самом деле. Всё-таки за 90-е и нулевые годы сформировалось несколько ошибочное мнение, что война несёт за собой только травматический опыт. Но на самом деле она приносит ещё и особенный взгляд на жизнь, желание созидать что-то для других, желание самореализоваться, найти себя, - делится он. - И многие мои друзья, те, кто вернулся с СВО, или те, кто до сих пор находится там, живут именно такими идеями - идеями созидания".
Идея сериала появилась у Рината, когда он вместе с сослуживцами зашёл в бар. Оказалось, его открыли такие же, как и он, - вернувшиеся из зоны проведения спецоперации… И, по словам сценариста, эта история должна получиться "настолько реальной, насколько это возможно". Герои пытаются создать своё дело, но на пути у них возникают разные сложности. А для создателей, по словам Рината, самое сложное - сделать проект так, "чтобы его правильно поняли".
"Некоторые вещи зрителю без контекста могут показаться грубыми, даже избыточными, и мы понимаем: где-то нам придётся рисковать… Но и ребятам, которые вернулись, и нам, авторам, хотелось бы, чтобы люди отнеслись к такой подаче с пониманием, посмотрели на картину целиком, - говорит Ринат. - Вся наша сценарная команда так или иначе очень близка к теме спецоперации, и у нас есть всё для того, чтобы сериал был сделан, во-первых, по-настоящему, и, во-вторых, профессионально.
Площадку своего самого известного события - Фестиваля молодого искусства - "Таврида" также использует для знакомства зрителей с искусством, посвящённым спецоперации. В 2025 году интересный опыт у зрителей сложился с масштабной экспозицией художественных работ. Они увидели серию портретов героев специальной военной операции из собрания Донецкого республиканского художественного музея, увидели пронзительные художественные сюжеты о событиях на линии боевого соприкосновения и близлежащих городов, представленные в коллекции работ Союза художников России и Творческого молодёжного сообщества изобразительного искусства "Тавриды", увидели экспозицию "Суровое время" членов Союза художников России Ивана Чухновского и Дмитрия Мясникова - с зарисовками фронтовой жизни, быта и портретами участников спецоперации. А в рамках проекта "Великие люди Донбасса" была представлена картина донецкого художника Владислава Коровойченко "Республика роз" из собрания Художественного музея "Арт-Донбасс".
Важной частью художественной программы фестиваля стала выставка "Сказы о памяти" - результат программы "#СВОёТВОРЧЕСТВО". Картины, представленные в ней, были созданы по мотивам фронтовых историй участников и очевидцев СВО. И, наконец, вся территория арт-кластера превратилась в площадку для экспозиции детских рисунков - работ финалистов конкурса "Палитра Первых". Взглядом юных художников со всей России можно было посмотреть не только на красоты нашей страны, но и на подвиг участников спецоперации - вспоминающих дом и скучающих по родным - трогательно изображенных на фоне тихих спокойных пейзажей или символов нашей страны.
Пожалуй, отдельно стоит сказать о том, что спецоперацию и искусство арт-кластер смог объединить даже в рамках благотворительной акции "Гитара для Победы", которая прошла в дни фестиваля при поддержке Минкультуры России и Общероссийского народного фонда. Всем участникам, зрителям и артистам события предложили привезти с собой гитары, наборы струн и чехлы. За три дня удалось собрать более 250 инструментов, которые были переданы на фронт - в отряды на линии боевого соприкосновения и военные госпитали.
Попытку зафиксировать опыт первых авторов, их подход к художественному осмыслению событий спецоперации "Таврида.АРТ" предприняла в собственном специальном издании "Искусство настоящего времени: 2022-2025". Это собрание работ об СВО, задуманное как "капсула времени", которая должна сохранить первые (или, по крайней мере, одни из первых) росчерки и штрихи, ноты и слова, попытки осмысления нового опыта… Обложку украшает картина художника Вячеслава Лещёва "Тут совсем не так, как в твоих розовых очках", а под ней - внутри издания больше чем на 200 страниц - собрали написанные углём портреты участников СВО, песни, которые слушают бойцы на передовой, стихи современных поэтов, фотографии, сделанные в зоне проведения спецоперации, списки посвящённых ей фильмов, сериалов и книг... Также в специздание включили интервью с теми, кто создаёт искусство о спецоперации, и эссе-исповедь поэта и участника СВО. Издание заглядывает за кулисы современного нам творческого процесса, выводы о достижениях и значении которого пока ещё не могут быть нами сделаны.