Компания, напомним, в технологическом партнерстве с российским АвтоВАЗом инициировала масштабный проект по выпуску первого национального автомобиля "Мурас", который будут производить в ИИП вместе с четырьмя моделями "Лады" - "Гранта", "Веста", "Ларгус" и "Нива".
- Мы находимся в активном сотрудничестве с АтоВАзом, - отметил Антон Собин. - Рабочие совещания проходят еженедельно. Согласно дорожной карте, первый автомобиль должен быть выпущен в конце лета 2026 года.
Запуск предприятия, по его словам, имеет особое значение не только для Кыргызстана, но и для всей Центральной Азии. Это позволит республике сделать шаг к диверсификации экономики, снизить зависимость от импорта подержанных машин и создать национальный бренд, который станет настоящим народным автомобилем.
- Первый национальный автомобильный бренд получил глубоко символичное для народа Кыргызстана название - "Мурас", что в переводе означает "наследие". Стратегия нашего развития предусматривает постепенное углубление производственного процесса. На первом этапе, который продлится с 2026 по 2030 годы, завод будет работать по схеме крупноузловой сборки, что позволит выйти на выпуск до полутора тысяч автомобилей ежегодно. На втором - с 2031 по 2035 годы - планируется переход к среднеузловой сборке, что расширит возможности предприятия, увеличит модельный ряд и доведет производственные мощности до пяти тысяч автомобилей в год. После 2035 года проект войдет в финальную фазу, когда производство перейдет на полный цикл, включая разработку собственных моделей, а ежегодный выпуск превысит семь тысяч автомобилей, - объяснил Антон Собин.
Базовая цена автомобиля составит от 10 400 долларов, однако сейчас ведутся переговоры с правительством Российской Федерации о возможном субсидировании. В случае их успешного завершения цена в первые три года может быть снижена на 15 процентов - до 9100 долларов.
Вклад в ВВП страны благодаря работе предприятия составит один процент к 2035 году. Будет создано до 12 000 новых рабочих мест. Развитие собственного производства вместо ввоза подержанных автомобилей обеспечит снижение зависимости от импорта. А рост налоговых поступлений превысит 500 миллионов сомов ежегодно.
Экспортный потенциал завода составит до 3000 автомобилей ежегодно к 2031 году. Основные рынки сбыта - Центральная Азия, Балканские страны. Инвестиции фонда Central Asia Capital в предприятие превысят 30 миллионов долларов. Финансирование осуществляется на собственные средства фонда, инвесторов, а также путем выпуска облигаций при участии ведущего фондового брокера Кыргызстана компании Banca.
- Таким образом завод по изготовлению национального автомобиля "Мурас" - это не только шаг к обновлению автопарка и созданию новых машин. Это проект национального значения, который станет предметом гордости страны. "Мурас" будет настоящим народным автомобилем, который поедет по городам и селам Кыргызстана - от Бишкека до Иссык-Куля, от Нарына до Оша. Этот автомобиль станет символом нового этапа развития страны, наследием будущих поколений, воплощением современности и поводом для национальной гордости, - добавил Антон Собин.