
"Я люблю Италию, но была вынуждена уехать, так как меня там преследовали папарацци. Они в буквальном смысле не давали мне выйти из дома", - призналась в одном из своих интервью Кардинале, которая на протяжении долгих лет жила во Франции.
"Моя мама имела счастье провести последние годы своей жизни в окружении любящих людей, которые приходили в ее дом в Немуре, чтобы пообщаться с ней. Она жила просто, скромно. И, я думаю, что она была счастлива здесь. Очень рада, что смогла разделить с ней эти последние годы", - так охарактеризовала жизнь Кардинале во Франции ее дочь Клаудия.
На уход Кардинале, безусловно, отреагировали на Апеннинах, но, учитывая ее вклад в итальянский кинематограф, комментариев прозвучало непростительно мало, и они не отличалась особым красноречием.
"Необыкновенная актриса, незабываемая звезда итальянского и международного кино, любимая публикой и уважаемая великими режиссерами", - подчеркнул президент Италии Серджо Маттарелла.

"С кончиной Клаудии Кардинале завершается одна из самых ярких страниц итальянского кино. Я имел честь работать с ней в фильме "Сын Розовой пантеры", снятом Блейком Эдвардсом. Это большая потеря для искусства", - прокомментировал известный продюсер Аурелио Де Лаурентис.
Кардинале никогда не стремилась выставлять свою личную жизнь напоказ. Однако путь к славе был нелегким. В 16 лет Клаудия пережила насилие, в результате которого родила сына Патрика. Чтобы избежать скандала и сохранить карьеру, в течение нескольких лет она представляла его как младшего брата. Позднее у актрисы родилась дочь Клаудия.
Значимой фигурой в жизни Кардинале стал кинопродюсер Франко Кристальди. Он был ее первым мужем и во многом определил ее карьеру, продвигая фильмы с ее участием и помогая создавать экранный образ. Их союз сочетал профессиональные и личные отношения, но со временем они расстались. После разрыва с Кристальди Кардинале много лет жила с итальянским режиссером Паскуале Скуитьери. Их отношения длились десятилетиями и сочетали партнерство в жизни и творчестве - актриса снималась в его фильмах, а он поддерживал ее общественную деятельность.
Кардинале родилась 15 апреля 1938 года в Ла-Гулетте, пригороде Туниса, где ее родители-сицилийцы вели небольшой бизнес. Путь в кино для Клаудии начался неожиданно. В 1957 году она победила в конкурсе красоты "Самая красивая итальянка в Тунисе" и в качестве приза поехала на Венецианский кинофестиваль. Там она привлекла внимание представителей киноиндустрии.
Кардинале всегда отличалась от своих современниц. В отличие от Софи Лорен или Брижит Бардо она часто выбирала более драматичные, глубокие роли, в которых раскрывались ее актерские способности. Она избегала излишней откровенности на экране и всегда подчеркивала, что актриса - это прежде всего личность, а не объект желания.
За свою головокружительную карьеру длиною в 60 с лишним лет актриса снялась более чем в 150 картинах. Наряду с Софи Лорен и Джиной Лоллобриджидой Кардинале стала символом "золотого века" итальянского кино. Ее образы в фильмах Феллини, Висконти и Леоне вошли в историю мирового кинематографа. Ее партнерами на экране были Марчелло Мастроянни, Генри Фонда, Марлон Брандо, Ален Делон, Шон Коннери и Берт Ланкастер. Как справедливо отмечают кинокритики, Клаудия Кардинале была не просто красивой актрисой, но и серьезной исполнительницей, способной воплощать сложные, многогранные характеры.
Интересно, что итальянский язык Кардинале выучила далеко не сразу - в детстве и юности Клаудия говорила на французском и арабском. Именно поэтому в начале карьеры Кардинале дублировали. Первую заметную роль она получила в 1958 году в фильме Марио Моничелли "Обычные незнакомцы", а в 1960 году сыграла с Мастроянни в "Красавчике Антонио". Но настоящий успех пришел в начале 1960-х годов. Именно тогда Кардинале стала одной из самых востребованных актрис итальянского и французского кино. Ее утонченная красота, низкий, почти хриплый голос и таинственная харизма сделали ее незабываемой на экране. К судьбоносным работам актрисы можно причислить фильм "Рокко и его братья", где Кардинале впервые встретилась с Аленом Делоном. Эта картина принесла ей международное признание и открыла двери в большое кино. Первым же фильмом, в котором зазвучал голос самой Клаудии, стал "8 [1/]2" великого Федерико Феллини. В том же 1963 году Кардинале вновь доверилась Висконти и Делону, сыграв в "Леопарде".
"Висконти хотел, чтобы я была брюнеткой с длинными волосами, а Феллини хотел, чтобы я была блондинкой", - вспоминала актриса с юмором о своих метаниях.
На постсоветском пространстве Кардинале любили не меньше, чем в Италии. Впервые она приехала в Москву в 1967 году на кинофестиваль, а вскоре снялась вместе с Шоном Коннери у знаменитого режиссера Михаила Калатозова в "Красной палатке". Картина была основана на реальных событиях - спасении советскими летчиками экспедиции Умберто Нобиле в Арктике в 1928 году после крушения дирижабля "Италия". Картину номинировали на "Золотой глобус" в категории "Лучший иностранный фильм на английском языке", а в Риме на премьеру даже подвесили к крыше кинотеатра копию дирижабля. Этот советско-британско-итальянский проект принес Кардинале безоговорочную любовь советских зрителей и стал культурным мостом в эпоху холодной войны.
Родившаяся в жарком Тунисе, актриса стойко переносила суровые морозы во время съемок. Именно в тот период Кардинале познакомилась с режиссером Никитой Михалковым. Михалкова она тепло вспоминала до последних дней своей жизни, а вот стоявшие морозы, по ее признанию, хотела бы забыть.
В свободное от съемок время актриса любила гулять по Москве, фотографироваться у Донского и Новодевичьего монастырей. После завершения проекта Кардинале всегда тепло вспоминала о России, куда она вернулась в 2011 году, чтобы принять участие в международном кинофестивале в Вологде.
С 1980-х годов Клаудия Кардинале начала постепенно отдаляться от кино, но полностью не оставляла актерскую деятельность. Она продолжала сниматься в европейских фильмах, участвовать в фестивалях и жюри.
Помимо кинематографа, Кардинале активно занималась правозащитной и общественной деятельностью. У нее был свой фонд. Она также была послом доброй воли ЮНЕСКО и выступала в защиту прав женщин и беженцев.
Актриса была лауреатом многих международных премий. В ее коллекции наград: "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля, "Золотой медведь" Берлинале и российская премия "Золотой орел" за заслуги в мировом кинематографе. В 2008 году Кардинале была награждена орденом Почетного легиона.