
Выбирая историю Дафны, Штраус апеллирует ко времени зарождения оперного искусства. Как известно, сюжет этого мифа послужил основой для первой оперы в истории человечества - несохранившейся "Дафны" Якопо Пери. В мрачную, полную эсхатологических размышлений эпоху 1930-х, композитор обращается к самым истокам жанра. Либретто Джозефа Грегора, основанное на сюжете "Метаморфоз" Овидия и дополнено элементами из "Вакханок" Еврипида. Бог Аполлон влюблен в нимфу Дафну, которую любит и ее сверстник Левкипп. Предсказуемо соперничество бога и смертного завершается трагически: Левкипп убит Аполлоном, а Дафну по просьбе Аполлона боги превращают в лавровое дерево...
В этой одноактной опере бытовые законы не действуют. Избранная Штраусом "медлительность" музыкального повествования идеально отражает мифопоэтичность сюжета. И эту изощренную авторскую стилистику вполне точно и чутко реализует оркестр под управлением своего худрука Александра Рудина. В отличие от идеи театрализации исполнения даже без участия режиссера, а лишь силами художника (Варвара Тимофеева). Тут попытка визуальной магией обернулась пародийным комизмом: сцена завалена псевдогреческим гипсовым хламом и бутафорской растительностью, а титульная героиня - дама весомых достоинств - стоит в финале в белом балахоне, облепленная зелеными листочками…
Найти исполнительницу на партию Дафны - задача, конечно, повышенной сложности. А вот найти исполнительницу на партию Дафны оказалось сложно. Австрийская сопрано Регина Ханглер, числящаяся в ансамбле Венской государственной оперы, прежде была замечена в этой роли. Она обладает большим резким голосом, но сегодня уже с явными признаками профессиональной амортизации, поэтому стать героиней вечера со знаком "плюс" у нее не получилось, ибо передать как юную, так и роковую сторону образа ей не под силу.
Зато удачно выступили те, кто по композиторскому замыслу соревнуются за любовь Дафны, Аполлон и Левкипп, имея почти идентичный вокальный теноровый диапазон, но разные типы голосов. Левкипп словенца Мартина Сушника впечатляюще являет простодушие и страсть, а Аполлон солиста Мариинского театра Сергея Скороходова воплощает мощь и почти устрашающую жестокость божественной природы.
"Манон" - совсем другое настроение: этакая чувственная "французская "Травиата" без всякой попытки разговора с вечностью. История свободной женщины, одновременно влюбленной и стремящейся блистать, наивной, но умеющей искусно манипулировать окружающими, ценящей превыше всего лишь собственное удовольствие и собственные интересы. По авторскому определению - это "комическая опера", где сюжет развивается в разговорных сценах и действии, а не только в музыкальных номерах.
И требует особой чистоты стиля и элегантности исполнения, дабы не превратиться в аляповатый и совсем несмешной пример провинциальной опереттки с трагической развязкой.
Свое самое популярное произведение Массне создал на либретто создано Анри Мельяка и Филиппа Жиля по мотивам романа "История кавалера де Гриё и Манон Леско" знаменитого аббата Антуана Франсуа Прево. А филармоническое исполнение отличилось и уместной изящной жувиальностью, и просто красивым музыкальным воплощением. Хотя порой и ощущалось, что Госоркестру России имени Светланова и Госхору имени Свешникова, руководил которыми молодой дирижер Федор Безносиков, специфика оперного жанра поддавалась не всегда без оговорок, особенно по части баланса и ансамблевой точности.
Но полным оправданием названия цикла концертов, настоящими звездами вечера стали сопрано Кристина Мхитарян и тенор Липарит Аветисян, чьи впечатляющие международные карьеры свидетельствуют об их исключительных талантах. Вот только одна ремарка: конечно, концертная версия допускает наличие пюпитров на сцене, но всё же хочется, чтобы солисты признавались в любви, чаще глядя друг другу в глаза, а не в нотный материал. Но даже несмотря на это, Манон Кристины Мхитарян импульсивна, обольстительна запредельно, но и страдает, и предельно ранима…
Молодые и обаятельные певцы - обладатели голосов чарующей красоты - показали, что у их героев не только флирт и деньги на уме, но и подлинные чувства, которым не сопереживать невозможно. И подарили публике те самые восхитительные эмоции, за которыми и приходят в оперу.