Престижность профессии учителя участники опроса оценили на 3,04 балла из 5, доходность еще ниже - на 2,51 балла. При этом в обществе стало доминировать мнение о том, что роль педагога - учить, а не воспитывать детей (73% против 13% соответственно).
А почти шесть из десяти опрошенных (59%) уверены, что ИИ никогда не заменит живого учителя.
"В начале XXI века в массовом сознании закрепилась упрощенная модель школьного образования: "дать базу", подготовить к экзаменам. И этим миссия учителя исчерпывается, - комментирует итоги опроса председатель Научного совета Аналитического центра ВЦИОМ Степан Львов. - Большинство взрослых по-прежнему продолжают так думать. Воздействие на личностное развитие ребенка объявляли покушением на "автономию", а воспитание приравнивали к нравоучительству. В результате вторую половину школьной миссии тихо переложили на семью".
Однако, как считает Львов, именно "поколение цифры" первым почувствовало диссонанс. Среди вчерашних школьников вдвое чаще, чем среди старших, звучит ожидание: учитель - про воспитание. Их еще не большинство, но тренд уже прорисовывается: появляется запрос на моральный каркас образования - на то, что не измеришь тестом и не выучишь по шпаргалке.
При этом, как признают социологи, нейросети способны выиграть конкуренцию в передаче знаний и навыков даже у лучших учителей, люди убеждены - ИИ не заменит учителя.