На Урале участники программы "Патриоты" рассказали о бизнесе своей мечты

В Екатеринбурге подвели итоги первого этапа региональной программы "Патриоты". Проект задумывался для адаптации участников специальной военной операции и членов их семей, которые готовы вникнуть в азы предпринимательской деятельности и начать свой бизнес.
Андрей Крапивченко задумал открыть столярную мастерскую
Андрей Крапивченко задумал открыть столярную мастерскую / Борис Ярков

Начиная с 11 августа ветераны СВО учились считать деньги, внимая советам действующих директоров успешных предприятий, проходили психологические и мотивационные тренинги, а самое главное, при помощи кураторов составляли собственные бизнес-планы. Готовы ли уральцы, вчера рисковавшие жизнью в окопах, сменить камуфляж на деловой костюм и вести переговоры с инвесторами, разобраться налоговых режимах, маркетинговой стратеги и кодах ОКВЭД? Организаторы не скрывают, из сотни желающих в финал пробились 12 авторов лучших инициатив.

Александр Пластинин восемь лет был плавильщиком на метзаводе Среднеуральска. В октябре 2022 году ушел добровольцем на СВО вслед за друзьями. Два года провел на Херсонском направлении и в ЛНР в составе противотанкового взвода штурмовой роты. Комиссован по состоянию здоровья. Дома для себя решил, что расслабляться некогда. Бизнес-идею подсказала жизненная ситуация. Каждую весну и осень у автомобилистов, проживающих в Среднеуральске, Коптяках и Исети встает вопрос: куда податься на шиномонтаж?

Александр Пластинин мечтает открыть шиномонтажку на дороге с высоким трафиком Фото: Борис Ярков

- Трафик на этом участке дороге - две тысячи машин в сутки, автомобиль почти в каждой семье. И люди ездят в соседний город, чтобы подготовить машину к смене сезона, тратят время, стоят в очередях, а я предлагаю альтернативу, - описывает инициативу Александр. - Рассчитываю взять в штат тех ребят, кто вернется со спецоперации. Я прекрасно себя помню - не знаешь, куда податься, все не то. А со мной им будет легко найти общий язык.

По расчетам Александра вложить придется около миллиона. Окупаемость - на восьмой месяц. Если дело выгорит - откроет еще и автомойку.

- Земля и гараж уже в собственности. Придется потратиться на сезонное оборудование для балансировки, разбортовки колес, компрессор, пневматику. Предстоит благоустроить зону отдыха для клиентов. Работы много, но к весне, хочу попробовать. Хоть сейчас ставка ЦБ и высокая, бизнес, рассчитанный на сезонные услуги, быстро окупится.

У Андрея Крапивченко за плечами почти 20-летний опыт работы в службе аварийного вскрытия замков. О военном опыте предпочитает много не рассказывать, скромно признается, что службу в зоне СВО проходил на должности старшины роты в одном из подразделений инженерных войск на Донецком направлении. В его бизнес-плане расчет на столярную мастерскую. Планирует на заказ изготавливать костыли, опорные трости, ходунки. Сегодня эта продукция востребована во многих социально-реабилитационных центрах. И не только пожилыми людьми. С фронта возвращаются ребята после тяжелых ранений. Второй бизнес-сегмент - мебель из массива дерева, лестницы, оконные рамы, двери и черенки для садового инвентаря. Для старта Андрею нужно чуть больше 800 тысяч рублей. Половина суммы уже есть. Это собственные накопления.

- На закупку оборудования уйдет большая часть суммы: это рейсмус, резьбонарезные инструменты, круглопалочный станок, предназначенный для придания круглой цилиндрической формы деревянным брускам. Здание уже выкуплено, осталось сделать ремонт и подвести инженерные сети, - делится планами Андрей. - Для меня этот проект важен по своей сути. Раз я умею работать руками, почему бы не попробовать облегчить кому-то жизнь.

Стартовать придется как самозанятому. Оценил обстановку - конкурентов вблизи родного муниципалитета нет. Производство штучное - не конвейер. Заказать материал можно оптом на местных пилорамах, благо, что в районе их несколько. А когда придет время масштабировать дело, поддержит жена. Она уже умеет работать с маркетплейсами.

- В любом бизнесе есть риски. Не исключаю, что в жизни все может пойти не по сценарию, как и на войне. В своем деле нужно анализировать, взвешивать и потом уже принимать решение. Но там мы рисковали жизнью, а здесь всего лишь обкатываем бизнес. Даже если обанкротишься, то получишь опыт, - говорит Андрей.

Оценить состоятельность бизнес-планов и поддержать участников программы пришли эксперты-практики. Среди них руководители предприятий с миллионными оборотами. В их числе ветеран СВО Виктор Биртолан. С лета 2022 года он служил в штурмовой пехоте, выполнявшей боевые задания в ДНР. И среди разрушенных городов Светлодарск, Бахмут, Соледар понял, что восстанавливать здания - его любимое дело. Два последних года он специализируется на строительстве жилых и нежилых зданий. Его компания стала показывать стабильный доход в 2,5 миллиона рублей, а значит "перепрыгнула" порог, установленный для самозанятых. Пришлось оформить ИП. Предприниматель признается, уходя на линию фронта, слабо верил, что вернется. Даже выписался из квартиры, чтобы у домочадцев не было проблем с наследованием недвижимости. А вернувшись, столкнулся с суровой действительностью - не все работодатели готовы предоставить рабочие места участникам СВО. И многие из ветеранов начинают свое дело.

- Бизнес - это всегда огромное психологическое давление: у тебя нет выходных, отпусков, сложные отношения с близкими - всем нужно внимание. Предвижу, что на первых порах у многих ребят, защитивших сегодня проекты, будут осечки. Мы знаем, как быстро стартапы схлопываются, не успев проработать и двух лет. Свое дело требует богатого опыта: от маркетинга и бухгалтерии до патентования продукта и налогообложения. По большому счету жизнь - это всегда своеобразный вызов. И тем более для ветерана специальной операции: ты уже вроде бы как в мирной обстановке, но все равно нужно находиться в тонусе и постоянно рисковать. Степень успешности предпринимателя стоит оценивать не по тому, как быстро он взлетел, а потому как он умеет справиться с возникшими проблемами. А это может быть и психологическое выгорание и финансовые потери, - резюмирует Биртолан.