
Замок закрывает большую часть колеса, поэтому должник не может самостоятельно снять или срезать прочное изделие. Разработка отечественная, устройство создали ученые Уральского Федерального университета. В работе пока задействованы опытные образцы. Интересно, что блокиратор оснащен маячком слежения, который извещает, где находится. Управлять устройством можно дистанционно. Первый рейд сразу дал большой улов: арестовали девять автомобилей, их владельцы имели большие задолженности.
- Во-первых, мы экономим время и средства на эвакуаторе. Во-вторых, как показал первый опыт, это моментально действует на должника. Для честных граждан, которые просто забыли о долге, это быстрое решение проблемы. Для злостных неплательщиков - действенная мера, - отмечает замруководителя ГУФССП России по Свердловской области Дмитрий Шеломенцев.
Хотя приставы во многих регионах России уже используют блокиратор, по словам сотрудников свердловского управления ФССП: аналогов уральскому механизму в стране нет.
Ведь новое устройство сочетает механическую и электронную составляющие.
Что делать должнику, чью машину обездвижили? На стекле автомобиля оставляют специальный документ, в котором разъясняется причина блокировки авто и номер для связи с сотрудником Службы приставов. Тут же QR-код для быстрой онлайн-оплаты долга с помощью сервиса "Банк данных исполнительных производств". Кроме этого, погасить задолженность можно через портал "Госуслуги".
Оборот устройств в природе - от приставов, к должнику и обратно - пока отрабатывается. Сейчас рассматривается такой вариант: когда человек гасит долг, судебные исполнители дистанционно открывают замок, отправляют команду блокиратору со смартфона. Дальше уже бывший неплательщик должен самостоятельно привезти замок в районное отделение ФССП. На возврат техники дается несколько дней. Создатели подчеркивают: изделие легкое, переносить труда не составит.
В управлении ФССП замечают: когда должник сталкивается с проблемой, он охотнее идет на компромисс. В первый же рейд автовладельцы выплатили более 600 тысяч рублей.
К слову, практика блокировки существует во многих странах. Так, например, в Тайланде ставят замок на колеса тех, кто не там припарковался. Снимут, когда заплатишь штраф.
У нас предусмотрена масса способов запрета передвижения авто. Это и задержание транспортного средства, и арест его, и прекращение его регистрации, и запрет на проведение регистрационных действий.
Законно ли применение блокираторов судебными приставами?
Напомним, еще в 90-х годах прошлого века эта мера была очень популярна. С ней активно боролись. Сегодня же, как объяснил корреспонденту "РГ" юрист Лев Воропаев, это уже давно устоявшаяся практика. Она закреплена постановлением правительства. Судебные приставы имеют право арестовывать автомобиль. А каким образом они это будут делать - это их проблемы.
Если у судебных приставов нет стоянки для арестованного транспорта, то это можно делать и блокированием автомобиля. Кстати, подобная функция прописана и в приказе Министерства внутренних дел РФ. Там сказано, что если у приставов нет возможности перевезти задержанный автомобиль на штрафстоянку, то они могут блокировать его любым возможным способом. Главная задача приставов - обеспечить, чтобы должник не скрыл свое имущество и вернул долги.
Подготовил Владимир Баршев