Каждый пятый турист приезжает в регион за гастрономическими впечатлениями

Популярность гастрономического туризма выросла почти на 16 процентов. Такие цифры в своем исследовании привели аналитики Российского союза туриндустрии (РСТ). Регионы Северо-Западного федерального округа традиционно вошли в число самых интересных направлений для вкусного отдыха. Насколько бренд региональной кухни влияет на развитие бизнеса на местах и почему так важно делать гастрономический продукт эмоционально привлекательным, корреспондент "РГ" выяснил у экспертов.
Само блюдо, каким бы вкусным оно ни было, не сможет завлечь туристов. Людям интересна его история, связь с конкретными личностями.
Само блюдо, каким бы вкусным оно ни было, не сможет завлечь туристов. Людям интересна его история, связь с конкретными личностями. / Михаил Голенков / РИА Новости

Практически 90 процентов путешественников, если верить данным исследования, оценивают бренд конкретного региона через местную кухню. Больше половины отдыхающих вовсе изменили отношение к месту посещения, попробовав национальные блюда из локальных продуктов.

Что интересно, гастрономический туризм постепенно уходит из мегаполисов в российские глубинки и небольшие фермерские хозяйства. Там гостей максимально погружают в особую атмосферу, которая идеально дополняется блюдами, приготовленными по старинным рецептам.

Это вовсе не означает, что главные туристические места теряют посетителей. Напротив, многочисленные фудкорты, приправленные национальным колоритом, или тематические рестораны по-прежнему привлекают гостей. Просто само направление гастрономического туризма шагнуло далеко за их пределы.

Если говорить о вкусной географии СЗФО, то пальму первенства здесь по-прежнему удерживает Санкт-Петербург, получивший от Роспатента заслуженное звание кулинарной столицы России. На пятки ему наступает Мурманск, заявивший права на арктическую кухню и удивляющий гостей необычными северными блюдами. Калининград, по мнению экспертов, стал общепризнанной столицей уличной еды.

Однако важно понимать, что те же самые карельские калитки или, например, калининградские клопсы не смогут самостоятельно завлечь туристов, какими бы вкусными они ни были. Здесь на сцену как раз выходит бренд региональной кухни, рассказывающий историю создания конкретного блюда, которая тесно переплетена с народными традициями.

- Несмотря на то что мы наблюдаем повышенный спрос на гастрономические путешествия в Калининградскую область, их нужно упаковывать в хороший и привлекательный туристический продукт. Обычный поход в ресторан национальной кухни больше не завлекает гостей. Им нужен уникальный опыт, яркие эмоции, приправленные вкусной едой. Поэтому все большую популярность приобретают выезды на природу с выносным баром, готовкой на открытом огне и накрытыми столами прямо в лесу. Такое ощущение пикника подарит куда больше впечатлений, чем привычный гастроужин, - рассказала представитель турфирмы Ольга Себелева.

С этим мнением согласны рестораторы самого западного региона страны. Как отметил на прошедшем в регионе Балтийском туристическом форуме шеф-повар Вячеслав Вьюник, для успешного развития гастрономического бренда крайне важно, чтобы гости наедались не только физически, но и духовно.

- Каждое блюдо имеет свою уникальную историю с привязкой к месту, событию или личности. Нам было крайне важно ее рассказать. Так, например, появился проект "История в тарелке", когда мы готовим по аутентичным рецептам, адаптированным под современные реалии, а историк рассказывает об их происхождении, - отметил шеф-повар.

Историк региональной гастрономии Светлана Колбанева добавила, что после того, как гостей погружают в прошлую эпоху, дают им возможность прочувствовать атмосферу минувших лет, они начинают совершенно иначе воспринимать еду. Поэтому условное сочетание музея и гастробара может стать ярким трендом современности. Тем более что в российском эксклаве уже есть успешные примеры реализации данной концепции.

Для развития гастрономического бренда региона крайне важно, чтобы гости «наедались» в том числе духовно

Так на свет появились необычные блюда в виде традиционной для Калининградской области клюквы, зажаренной на открытом огне, или уникального десерта, приготовленного из четырех видов пива.

Даже классическую строганину из пеламиды, которую стремится попробовать каждый путешественник, теперь стараются подавать с помпой и обязательным рассказом об истории создания этой закуски и способах ее поедания. Многие туристы искренне удивляются, когда узнают, что данная рыба не водится в акватории российского эксклава. В замороженном виде ее привозили домой местные моряки, которые отправлялись на промысел в Атлантику. Во время рейса замороженную пеламиду строгали ножом на тонкие слайсы, посыпали солью и перцем и ели с хлебом. Она настолько прижилась в российском эксклаве, что буквально стала его визитной карточкой.

Именно такие истории легли в основу современной балтийской кухни. По сути, она представляет собой живую историю Калининградской области, рассказанную через локальные продукты и сезонные блюда. Под единый гастрономический бренд попали балтийский угорь, килька, судак, лещ, ряпушка, дичь, облепиха, шиповник, сыры местного производства, марципан, грибы и дикоросы.

- Многие сомневались в успехе регионального кулинарного бренда, поскольку у него нет многовековой истории и устоявшихся традиций. Однако, на наш взгляд, это хорошо, поскольку мы не скованы рамками и можем позволит себе более творческий подход к региональной гастрономии, - заключил министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак.

Сегодня "Балтийская кухня" превратилась в официальный реестр заведений общепита. Если условный ресторан захочет разместить у себя на дверях логотип бренда, то ему придется соответствовать установленным критериям. Это направление теперь курирует Туристско-информационный центр Калининградской области.

Кстати

В апреле 2025 года прошло первое заседание экспертного совета бренда "Балтийская кухня". Именно тогда был сформирован реестр, в который вошли восемь представителей региональной гастрономии. Они подписали манифест, закрепивший основные принципы проекта: локальность, сезонность, уважение к культуре и природе, любовь к родному региону.

Тем временем

В Калининградской области составили каталог производителей продукции российского эксклава, который стал настольной книгой местных рестораторов. Его подготовили специалисты Балтийской высшей школы гастрономии совместно с министерством сельского хозяйства региона. Кроме того, с 2024 года издается гастрономический путеводитель "Компас балтийской кухни", в котором содержится вся необходимая информация об аутентичной кухне кафе и ресторанов.

СЗФОТуризм