
Герой-китаец фильма "Фейерверки днем" - Ван Бин. Так зовут актера, и у части населения фестиваля "Маяк" это вызывало веселую реакцию - он полный тезка Ван Бина - признанного мастера документального кино, чьи работы отбирают, в частности, на Каннский фестиваль. Если жюри решится вручить Ван Бину награду за исполнение лучшей мужской роли - а об этом уже поговаривают в кулуарах, - он этого достоин, то заголовки "На "Маяке" победил Ван Бин" способны создать фестивалю громкую международную славу.
Но оставим шутки. Правды ради - такой приз можно было бы разделить между Ван Бином и Александром Робаком - каждый артист олицетворяет в фильме менталитет своей страны.
Рациональный бизнесмен-китаец Вэйхонг, специализирующийся на продаже люстр, то есть в определенном смысле несущий свет людям, приезжает к своему российскому партнеру Виктору, чтобы проверить, как у того дела. А то что-то не складывается бизнес. У партнера - полный чеховский набор: дом-усадьба с бассейном и конем и три сестры - то есть дочери. Как красиво режиссер Нина Волова снимает каждую из них! Одна - Лена (Маша Раскина) русалка, ворожея-красавица, которая крутит головы мальчишкам - ее зона обитания - бассейн; другая - Ольга (Дарья Коныжева) - старшая и самая ответственная - единоличная хозяйка коня, третья - Тома (Вера Енгалычева) - одевается, как мальчишка, резкая, неудобная, в носу - сережка, как протест. Учит китайский. Мама - безумная художница, которая давно их бросила, как и страну, в которой жила. Олеся Судзиловская в роли матери напоминает Энди Макдауэл в сериале "Уборщица", играющую роль свободной художницы, проживающей в трейлере и меняющей мужей и спутников, как краски в палитре, при этом напрочь забывающей о дочери, которую играет Маргарет Куолли.

В картине Воловой, в доме Виктора - стол, за которым все собираются, атмосфера, разговоры... Те же люстры, но в интерьере средств содержать все это уже нет. И даже домработницу отец вынужден уволить. А у китайца по утрам - цигун. Затем - рабочие зумы с коллегами по бизнесу, во время которых он в деталях описывает этих странных нерациональных русских. Например, домработнице Виктор не может платить 50 тысяч в месяц, а дочке за 30 тысяч покупает купальник - две тряпочки со стразами. Сотрудники магазина у него все без рабочих качеств, их нужно уволить. А та, единственная, что работает, тоже хочет уволиться, потому что все относятся к ней как к очень неприятному человеку. Виктор на все разводит руками - он беспечный добряк. Он не работает по выходным - играет в бильярд с друзьями. Что за замашки барина? Не раскусить китайцу, от которого ушла жена, потому что он много работает.
Картина наполнена авторскими сценами, которые характеризуют строки "умом Россию не понять". На эпизоде объятий "странной русской" и китайца зал разразился аплодисментами, и это были не такие аплодисменты, как те, что звучат, когда в фильмах-аттракционах герой расправляется с врагами. "Странная русская", которая за копейки каждый день ездит на работу полтора часа туда и столько же обратно, была обвинена другой, не менее странной, на китайский взгляд, в краже кошелька. Когда выяснилось, кто прав, а кто неправ, извинений за унижения даже не последовало. Зрителю только остается догадаться, что делал в общественном транспорте китаец, который вполне мог позволить себе такси. Видимо, он пытался изучить страну. Но так ничего и не понял.
В картине есть моменты, которые не дебютант, а мастер сделал бы иначе - более тонко - с теми же фейерверками днем. Зачем, по мнению китайца, их запускать в это время суток? Нерационально, ничего не видно. А есть и такие моменты, которые под силу именно дебютанту - например, конфликт отца с дочерьми (вспоминается сказка "Аленький цветочек", которую снова экранизируют).
Каким может быть будущее этой картины? Появится в прокате, получит призы на фестивалях - возможно, "Маяк" будет первым. Поскольку среди продюсеров Петр Тодоровский и Иван Голомовзюк, высока вероятность появления в онлайн-кинотеатре Premier. Самая большая опасность - фильм могут перехвалить, и режиссер с командой, как следствие, расслабятся и возлягут на лавры. Но вроде как люди думающие, способные на саморефлексию и анализ, и этого не произойдет. Заказы на новые фильмы-сериалы Нине Воловой посыпятся. А тут уж главное - не разменяться и сохранить себя.
Известный кинорежиссер Андрей Смирнов, который снял такие картины, как "Белорусский вокзал", "Француз", "Жила-была одна баба" и другие, приехал на кинофестиваль "Маяк" как гость. И на данный момент он публично оценил два фильма из конкурсной программы - а именно: взял в руки микрофон во время сессии вопросов и ответов и выразил свое одобрение. И первой была именно картина "Фейерверки днем". "Этот фильм поднимает фестиваль на тот уровень, на котором продержаться до конца очень трудно. Я тут самый старый - многие годятся мне во внуки. Этот фильм, как и картина "Лермонтов", которую мы видели на открытии - они о совсем другой стране, не о той, в которой я родился и прожил жизнь. Это рассказ о новой сегодняшней России. Здесь другие отношения между интеллигенцией и народом, бизнесменами и простыми мужиками, парнями и девушками. Другие молодые женщины - он иначе живут, ведут себя по-другому, смотрят на мир.. И любовь уж несколько другая... И мне это неизвестно, и я с большим интересом смотрю на экран. Думаю, что имя этой дебютантки (речь о режиссере Нине Воловой (Прим. Авт.) еще выстрелит", - сказал мэтр.