Педагог, театровед, доктор наук. Чем известен ушедший из жизни Алексей Бартошевич

Алексей Бартошевич более 50 лет преподавал в ГИТИСе историю зарубежного театра
На 86-м году ушел из жизни Алексей Бартошевич. Педагог, театровед, доктор наук. Бартошевич - внук легендарного Василия Качалова и актрисы Нины Литовцевой, сын Вадима Шверубовича, основателя постановочного факультета школы-студии МХАТ. Его мама Ольга Оскаровна служила суфлером во МХАТе. Театр по праву был его вторым домом. Одно время он мечтал стать актером. Но всегда боялся быть "средним актером". Как невероятно одаренный человек Бартошевич умудрялся сохранять невероятную степень самоиронии и скромности.
Владимир Вяткин/РИА Новости

"Полностью потерять себя в театре должен каждый, кто имеет к нему отношение. Да, это чудище, которое пожирает людей. Но ведь это и мучительно, и сладко. Я по себе знаю", - говорил Бартошевич.

Он долгое время хотел написать историю Художественного, но Шекспир отвлек. Когда-то мама принесла домой пятитомник Шекспира, и началось… Бартошевич - человек-легенда: о Шекспире он знал почти все. Его называли "послом Шекспира в современной России". В 1965 году он защитил кандидатскую диссертацию "Народно-гуманистические основы комедии Шекспира". Исследование творчества Шекспира было продолжено в докторской диссертации "Сценическая история драматургии Шекспира в Англии конца XIX - середины XX века. Основные этапы и тенденции". Для тех, кто сомневался, а был ли Шекспир, Бартошевич говорил, если кто-то из шекспироведов сомневается в авторстве Шекспира и ставит шекспировский вопрос, он не перестает быть шекспироведом.

Его лекции были интересны даже тем, кто редко заглядывает в театр. Как историю о Ромео и Джульетте трактовал Шекспир и как ее трактуют современные режиссеры? Почему Шекспир замолчал после "Бури"? Почему Гамлет так важен для русского зрителя? Вопросы, ответы на которые лучше других знал Алексей Бартошевич. Нам останутся многочисленные телепрограммы, где он увлеченно рассказывает о Шекспире.

Невероятно артистичный, благородный, доброжелательный, безмерно обаятельный, более 50 лет он преподавал в ГИТИСе историю зарубежного театра - в родной альма-матер. Преподавание было для него не только миссией, но и настоящим увлечением. И студенты отвечали ему взаимностью. Всем новичкам он показывал запись "Вишневого сада" в постановке Джорджо Стрелера. И она действовала так же, как 50 лет назад, когда итальянец поставил ее на сцене МХАТа. Никто так не чувствовал актерскую природу, как он.

"Мы обращаемся к классике не для того, чтобы узнать, как жили люди в 1564 году, а чтобы понять себя - что мы такое, чем и зачем нам жить. Интерпретация классики есть форма самопознания", - однажды сказал Алексей Бартошевич в интервью.

Будем помнить завет одного из лучших театроведов страны и пересматривать его бесценные лекции.