Нужно ли ввести обязательную отработку после диплома для выпускников-педагогов по аналогии с медвузами? Что думают эксперты?

Наталия Наумова: Отработка - возможность сразу начать работать по профессии
Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий с 1 марта 2026 года обязательную отработку выпускников медвузов после диплома в течение трех лет в государственных медучреждениях. Мера направлена на сокращение дефицита врачей в российских больницах и поликлиниках - в них не хватает порядка 29 тысяч специалистов.
Павел Бедняков/РИА Новости

Можно ли таким способом решить проблемы с кадрами в других отраслях? Например, в образовании? По словам министра просвещения Сергея Кравцова, потребность в педагогических кадрах сегодня - порядка миллиона вакансий. В ведомстве даже открыли "горячую линию" для сбора заявок от школ и учителей.

Идею обязательной отработки для выпускников педвузов в Минпросвещения считают неплохой.

"Сама идея неплохая, вопрос - в ее реализации. На мой взгляд, решение этого вопроса именно в расширении целевого приема", - цитирует Кравцова "Интерфакс".

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Также ранее на Форуме классных руководителей министр высказался о системе распределения.

"Считаю, что сложно и неправильно было бы кого-то заставлять обязательным распределением, - отметил Кравцов. - Нам нужно активнее использовать целевое обучение, когда по запросу той или иной школы или муниципалитета педвуз готовит специалистов под конкретное место".

Мнения

Сергей Тарасов, ректор РГПУ им. А.И. Герцена:

"Обязательная отработка для выпускников педагогических вузов - тема, требующая всестороннего рассмотрения. Решения в этой области должны приниматься с учетом мнения профессионалов после широкой дискуссии с участием школ, студентов и преподавателей. Необходимо учитывать особенности работы педагога, которая предполагает не только профессионализм, но и любовь к детям, стремление к развитию и творческому подходу.

Сегодня мы видим, что целевой набор в вузы доказал свою эффективность. В этом году мы наблюдаем хорошие результаты: в нашем университете квота выполнена на 85%. Целевые места по ряду направлений, включая математику, русский язык и дефектологию, полностью закрыты.

Для удержания педагогических кадров необходимо создавать привлекательные условия труда. Речь идет не только о повышении зарплаты. У педагогов должны быть возможности для отдыха, развития, участия в различных проектах и обмена опытом. И государство проводит в этом направлении большую комплексную работу".

Наталия Наумова, ректор Государственного университета просвещения:

"Системный эффект дает расширение целевого приема. Отработка после получения диплома - это возможность сразу получить рабочее место по профессии или начать работать уже на выпускном курсе. Речь о профессиональной траектории, которая для педвузов уже ключевая: не просто трудоустройство, а трудоустройство по профессии. Поэтому поддерживаю курс на целевой прием как основу, а возможность отработки - как дополнение там, где заранее обеспечены условия качественного старта молодого учителя".

Образование