В столице создаются трамвайные диаметры: Что они собой представляют и куда на них можно будет доехать

Москва готовится запустить новые трамвайные диаметры
Жизнь в столичном регионе сегодня невозможно представить без Московских центральных диаметров. Железные дороги, по которым вот уже шесть лет ходят комфортные "Иволги" и другие новые поезда, не только удобно связали с Москвой большинство городов Подмосковья, но и стали для москвичей еще одним видом городского наземного транспорта. За интервалы в движении порядка пяти минут их называют наземным метро. А сейчас Москва готовится запустить новые диаметры - трамвайные. Что же они собой представляют и куда на них можно будет доехать?
"Львенок - Москва" - первый в столице трамвай, который может ездить, как электробус, без контакной сети.
"Львенок - Москва" - первый в столице трамвай, который может ездить, как электробус, без контакной сети. / Денис Воронин / Агентство "Москва"

Старт с проспекта Сахарова

Московские трамвайные диаметры, как и железнодорожные, будут проходить через центр Москвы и свяжут между собой отдаленные части города. Планируется, что первые два протяженностью порядка 60 километров заработают в течение двух лет - 2025-го и 2026-го. И это не просто намерения, так как создание первого диаметра Т-1 от метро "Университет" до Метрогородка уже началось. Для того чтобы к концу года соединить пока разрозненные маршруты N 39 и N 13, на проспекте Академика Сахарова построили новую линию и пустили по ней маршрут N 90, трамваи по которому ходят сейчас на участке от станции метро "Сокольники" до Павелецкого вокзала. Но значение даже этого небольшого участка длиной 9 километров трудно переоценить, так как он соединил четыре железнодорожных вокзала: Ярославский, Ленинградский, Казанский и Павелецкий. Пассажиры, которые редко ездят с пустыми руками, уже оценили возможность доехать до них, не спускаясь в метро.

Большим событием стало появление трамвая на проспекте Сахарова и для местных жителей, и для работающих: в огромном количестве офисов, расположенных там, трудятся около 40 тысяч горожан. А наземный общественный транспорт до этого вообще не ходил. Поэтому москвичам приходилось 10-12 минут пешком идти до станций подземки и МЦД или ехать на такси.

Протяженность всего маршрута Т-1 будет 27 километров. Открыть его городские власти обещают до конца текущего года. Второй диаметр Т-2 будет еще длиннее - 33 километра. По нему можно доехать от станции метро "Чертановская" до станции метро "Новогиреево". Он также объединит трассы двух действующих трамвайных маршрутов - N 3 и N 37. Интервалы движения на каждом из маршрутов составят пять минут. Ожидается, что пользоваться ими смогут порядка 180 тысяч пассажиров в сутки. Всего же, по оценке экспертов, свыше 2 миллионов жителей юго-запада, юга, востока и центра столицы получат более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок. Время в пути для них, по прогнозу, сократится в полтора-два раза. Корректировать работу светофоров при пересечении трамваями Садового кольца не придется - они смогут проезжать в текущую фазу, а значит, никаких дополнительных неудобств не получат и автомобилисты.

Резвые "Львята"

Но для того чтобы эти планы стали реальностью, Москве потребовался совершенно новый тип трамвая. Дело в том, что в районе новой линии, объяснил мэр Москвы Сергей Собянин, совершенно нет тяговых подстанций. Следовательно, был нужен вагон с автономным ходом. По заказу столицы разработали односекционный трамвай и назвали его "Львенок - Москва". Подъезжая к проспекту Академика Сахарова, его водитель опускает пантограф. "На этих путях нет ни одного контакта с сетью, - рассказал корреспонденту "РГ" Евгений Васильев - гендиректор компании, построившей новую линию. - Трамвай по ним едет, как электробус, на своих батареях, которых ему вполне достаточно на такой путь. Энергию же он накапливает на других участках". После прохождения автономного участка водитель на остановке снова поднимает пантограф и продолжает ехать в обычном режиме.

Такая технология работы трамваев в России используется впервые. По словам представителей разработчиков, система автономного хода сократит количество задержек из-за повреждения инфраструктуры и позволит точнее соблюдать график движения. В перспективе же это может еще и дать значительную экономию за счет сокращения расходов на ремонт всего трамвайного хозяйства.

Сама же линия построена с применением современной технологии безшпальной кладки путей без стыков, на монолитном фибробетонном основании. Это позволит служить ей долго, не меньше 50 лет, а трамваям - двигаться плавно и без лишнего шума.

В настоящее время на маршруте N 90, как рассказали в пресс-службе "Мосметро", работают 20 вагонов "Львенок - Москва", которые в общей сложности проехали уже более 50 тысяч километров. Пассажирам "Львята" нравятся. "Очень комфортный трамвай - низкопольный, с кнопкой, которую можно самим нажать для остановки, мягкими сиденьями, большим количеством зарядок для смартфонов", - рассказала корреспонденту "РГ" москвичка Лариса Бугрицкая, оценившая новый маршрут в числе самых первых пассажиров. В салоне у "Львенка" 41 место для сидения, а всего вагон вмещает 110 человек. Для удобства пассажиров предусмотрены также система климат-контроля и мультимедийные экраны.

А студенты "вышки" уже подсчитали и время, которое они стали экономить с запуском нового трамвая: раньше у них путь от учебного корпуса до площади Трех вокзалов занимал 25 минут, из которых 12 минут пешком до станции метро "Курская". А на трамвае они едут всего 17 минут, к тому же без лишних пересадок и спуска в подземку.

В планах у города и дальнейшее расширение трамвайной сети, протяженность которой составляет 430 километров. Причем 82 процента путей отделены от автодорог. В ближайшие годы планируется восстановить движение трамваев на улице Трифоновской до Рижской площади, а также продлить линии на Шоссе Энтузиастов в район Ивановское, а с улицы Королева - до телецентра и станции МЦД "Останкино". Лишь за 2025-2026 годы парк пополнится еще 100 новыми трамваями, также оборудованными автономной системой хода: они смогут проезжать без проводов более 4 километров.

Кстати

Даже первый трамвайный диаметр Т-1 протяженностью 27 километров станет самым длинным не только в России, но и в мире. Маршрут N 17 в Челябинске протяженностью 26 километров после его запуска в конце этого года окажется на втором месте, а трамвайные пути в ирландском Дублине длиной 24,5 километра - на третьем месте.