Как водоемам Петербурга помогут подводные беспилотники

В Неву спустились подводные дроны. Их начали использовать подразделения Северо-Западного округа Росгвардии. Беспилотники помогают осматривать скрытые под водой гидротехнические сооружения и конструкции, днища стоящих на рейде судов, дно водоемов. Эксперты считают, что это не предел: в будущем подводная робототехника поможет справиться с загрязнением рек и каналов Петербурга.

Как объясняет генеральный директор РобоКорп Алексей Чуклин, существует два типа аппаратов: телеуправляемые и автономные. Телеуправляемые работают по кабелю, что дает возможность оператору сразу получать видеокартинку и выполнять разные манипуляции - от замеров параметров до подъема предметов или приварки оборудования. А вот автономные аппараты двигаются по заданной траектории, могут обследовать большие территории, но данные передают только после всплытия.

Роботы, которых используют морские подразделения Северо-Западного округа Росгвардии, телеуправляемые. Они оснащены видеокамерами и двигателями, позволяющими устройству перемещаться в любом направлении.

Автономные устройства тоже бороздили воды Северной столицы: плавающих роботов-экологов в Неву спустили разработчики из Тольятти. Беспилотники анализировали состояние воды и искали источники загрязнений. Эти дроны работали без оператора: инженер предварительно настраивал программу, и аппарат самостоятельно выполнял задание.

С этого года подводные роботы стали востребованы по всей стране. В частности, в сфере экологии. Например, в январе беспилотники катамаранного типа начали собирать плавающий пластик, бумагу и древесину в Балаклавской бухте. Продуктивность устройства составила два кубометра мусора за четыре часа. Весной подводные беспилотники начали применять в Новосибирске. Роботы помогали в водолазном обследовании и очистке дна реки. Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) помог сократить время пребывания водолаза под водой.

По оценке опрошенных "РГ" экспертов, беспилотники имеют значительный потенциал для очистки водных объектов Петербурга.

- Говоря о практическом применении, важно учитывать конкретные условия. Например, средняя глубина нашего Балтийского моря составляет около 51 метра, а максимальная - порядка 470. Это сравнительно мелководный бассейн. В таких условиях большая часть задач по зондированию и картографированию дна вполне успешно решается с надводных судов с помощью гидроакустического оборудования. А вот для визуального осмотра, где требуется "увидеть своими глазами", учитывая характерную для Балтики мутность воды, ТНПА подходят идеально, - отмечает Андрей Бойко, старший научный сотрудник факультета безопасности информационных технологий Университета ИТМО.

По его словам, оснащенные мощными прожекторами и камерами высокого разрешения устройства позволяют детально обследовать подводные объекты, проводить инспекцию трубопроводов, искать затонувшие предметы и выполнять научный мониторинг.

Согласен и гендиректор компании-разработчика "Ориент Системс" Сергей Лебедев. Он напомнил, что в городе уже имеется технологическая база и опыт пилотных проектов по экологическому мониторингу. Однако сейчас использование высоких технологий сталкивается с рядом преград.

- Основными ограничителями являются не столько технологии, сколько вопросы системной логистики по вывозу собранных отходов и необходимость координации между различными службами. При налаживании межведомственного взаимодействия и комплекса платформ Петербург может быстро решить проблему надводного мусора и точечно ликвидировать опасные подводные объекты, - рассуждает эксперт.

Для эффективного внедрения подводных беспилотников нужно преодолеть также технические и правовые проблемы. В России пока не создано целостного правового регулирования робототехники. Но это не делает гражданскую эксплуатацию подводных роботов невозможной, подчеркивает Сергей Лебедев.

Между тем

Развитие технологий автономности, сенсорики и искусственного интеллекта значительно расширит функционал подводных дронов, прогнозирует директор по внешним коммуникациям компании ГАСКАР (производитель дронов) Фаина Филина.

- Подводные беспилотники смогут самостоятельно проводить разведку и картографирование больших акваторий, без постоянного участия оператора. У них появится возможность выполнять элементы подводного строительства и ремонта, что превратит их из диагностических инструментов в полноценные рабочие машины. Перспективным направлением станет и глубоководная добыча ресурсов: именно беспилотные аппараты будут исследовать и обслуживать месторождения, куда человеку попасть невозможно. Серьезный потенциал есть и у логистики: дроны смогут транспортировать небольшие грузы между судами и подводными станциями. Важным направлением станет организация долгосрочного мониторинга - сети аппаратов будут собирать данные о состоянии океанов и климате, формируя масштабные массивы информации, - объясняет эксперт.