В Петербурге платная парковка подорожает, а связанные с ней проблемы сохранятся

В Петербурге все готово к введению дифференцированных тарифов на платную парковку в районах исторического центра. Опубликован порайонный список улиц, вошедших в четыре новых тарифных зоны в зависимости от степени загрузки. При этом никто не хочет решать проблемы, на которые давно указывают автомобилисты.

Власти объясняют, что нынешний "плоский" тариф, действовавший с момента появления платной зоны, перестал способствовать заявленным целям. В их числе - улучшение транспортной обстановки в центре, ускорение движения общественного транспорта и автомобилей оперативных служб, беспрепятственная стоянка автомобилей постоянных жителей центра. По словам чиновников, единый тариф перестал сдерживать от поездок на автомобиле в центр, а значит пришло время менять условия.

Как ожидается, нынешний 100-рублевый тариф для легковых автомобилей сохранится только в периферийных, не имеющих притяжения горожан и туристов, местах, где средняя загрузка платной зоны сегодня составляет менее 50 процентов. Значительно больше появится мест, где тариф будет составлять, по предварительным данным, 200 или 280 рублей (окончательные цифры утвердит в ближайшее время городской комитет по тарифам). Это объясняется их повышенной востребованностью у автомобилистов (средняя загрузка составляет от 50 до 70 или от 70 до 85 процентов соответственно).

Самой объемной по числу включенных в нее участков станет зона КЗ 4 - она и самая дорогая: за час парковки легковушки придется заплатить 360 рублей. За эти деньги можно, например, оплатить "Подорожником" шесть поездок на общественном транспорте.

В "премиальную" зону попали самые популярные у горожан и туристов проспекты, улицы и площади, находящиеся вблизи достопримечательностей и других мест притяжения трафика. Самая большая концентрация зон с "запретительным" тарифом будет в Центральном и Петроградском районах. А вот в Адмиралтейском и Василеостровском районах отыскать "бюджетную" парковку за 200 или даже прежние 100 рублей будет попроще. Парковочные разрешения для местных жителей четырех "платных" районов останутся в силе.

Чиновники говорят, что хотят не просто увеличить поступления от платной зоны в бюджет, а повысить оборачиваемость парковочных мест, сократить "блуждающий" трафик автомобилей, ищущих стоянку, и разгрузить оживленные магистрали.

Член Общественной палаты РФ, автоэксперт и защитник прав автомобилистов Александр Холодов ставит под сомнение аргументы, которыми обосновывают необходимость введения "четырехзубой вилки" тарифов. Прежде всего он призывает отказаться от разговоров о "пользе" платной парковки и открыто признать ее "торговлей воздухом". Она должна быть выгодна "продавцу", то есть городу, но при этом - удобна и понятна автомобилистам. Лукавством он считает слова о том, что платная парковка якобы ускоряет трафик.

"Если вы действительно хотите, чтобы у вас по всем полосам свободно ехали машины, то надо вообще запретить там парковку. Если хотя бы одна машина на улице стоит, бесплатно или платно, полоса уже забита", - отмечает Холодов. Еще одним примером неискренности разговоров о "борьбе с трафиком" он видит отсутствие в Петербурге бесплатной или хотя бы льготной парковки в выходные дни, когда трафик резко снижается естественным путем.

Вместо тарифных игр собеседник "РГ" предлагает должностным лицам, отвечающим за транспортную сферу, решить, наконец, реальные проблемы петербургской платной зоны. На первом месте среди них стоит порочная практика начисления штрафов "за повторную сессию". Это происходит тогда, когда водитель не успевает продлить парковочную сессию до истечения оплаченного времени. Оставаясь на том же месте, даже в рамках бесплатного периода на отъезд, водитель открывает и оплачивает новую сессию - и получает штраф как нарушитель, вовремя не покинувший место платной парковки. Попытки автовладельцев оспорить такие искусственные штрафы к положительному результату пока не приводят.

По мнению эксперта, Петербургу давно пора перенять опыт платных парковок Москвы, где автомобилист имеет возможность до истечения текущих суток исправить ошибки в своей парковочной сессии: "Если он до ноля часов заметил, что что-то забыл оплатить, что-то не так оплатил - он может через приложение зайти, отредактировать и доплатить. То есть человеку дают право на ошибку и ее исправление. В Петербурге этого нет: если вы зазевались и забыли оплатить, то дальше вы платите только штраф. Это какая-то карательная парковка!"

Холодов обратил внимание, что случайные неоплаты могут быть связаны и со сбоями мобильного приложения, и с участившимися отключениями мобильной связи и помехами геолокации. Но почему-то никто не торопится отрегулировать эту ситуацию в интересах водителей. Также, по мнению автоэксперта, было бы нелишним добавить в мобильное приложение функцию автоматического прерывания парковочной сессии в случае отъезда с места парковки без ее завершения вручную.

Вызывает удивление и сам выбранный шаг повышения тарифов. "Почему сразу в три и более раза увеличение? У нас что, в каких-то местах в три раза число автомобилей увеличилось? - недоумевает эксперт. - Было 100 рублей, видите, что зона загружена, - сделайте 150. Если автомобилисты продолжают забивать полосу, сделайте 200, динамично меняйте цены в зависимости от загрузки".

Автоэксперт прогнозирует, что после повышения тарифов со стороны водителей возрастет число попыток уклониться от оплаты, скрыв номер, спрятавшись во дворах или какими-то иными способами. В том числе потому, что нынешний алгоритм работы платной парковки в Петербурге явно игнорирует интересы автомобилистов.

кстати

Платные парковки в 2026 году могут появиться и в Ленинградской области - в центральных районах Выборга, Гатчины и Шлиссельбурга. Проработать этот вопрос поручили власти региона.