Минцифры рассматривает корректировку закона о поиске экстремистских материалов

Минцифры рассматривает вопрос законодательного уточнения "не подпадающих под запрет поиска экстремистских материалов" случаев. Ведомство проанализирует необходимость внести изменения в закон. Эксперты отмечают, что в первую очередь необходимо упростить жизнь экспертам, исследователям и журналистам.

В России могут скорректировать закон о запрете поиска экстремистских материалов в интернете, сделав уточнения, касающиеся отдельных категорий пользователей, - это следует из ответа Минцифры на запрос главы Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной. Как следует из текста письма за подписью замглавы ведомства Бэллы Черкесовой, с которым ознакомилась "Российская газета", "рассматривается вопрос законодательного уточнения случаев, не подпадающих под запрет поиска экстремистских материалов в сети "Интернет", включая научные и исследовательские цели, а также деятельность, осуществляемую в рамках правотворческой и правоохранительной функций".

Общественные организации пытаются найти возможность искать экстремистский контент в Сети, не нарушая при этом закон

Речь идет о работе, проводимой в рамках поручения вице-премьера - руководителя аппарата правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко о проведении анализа необходимости внесения изменений в нормы материального права в связи с принятием Федерального закона № 281-ФЗ. Работа проводится совместно с Минцифры, Минюстом, ФСБ, МВД, Роскомнадзором, Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ.

"Мы получили довольно обстоятельный ответ от Минцифры. Вероятно, что также поступит ответ и от МВД", - говорит Мизулина. Речь идет об уточнении случаев не подпадающих под запрет поиска экстремистских материалов, включая научные и исследовательские цели, а также деятельность в рамках правотворческой и правоохранительной функций. Она отметила, что обращение было направлено для разъяснения, как общественные организации могут мониторить интернет на предмет экстремизма.

"Полагаем, что также изъятие в законе необходимо сделать и для деятельности журналистов. Иначе совершенно непонятно, как рассказывать обществу о тех или иных преступлениях экстремистской направленности", - рассказала Мизулина "Российской газете".

Эксперты отмечают, что с момента вступления в силу закона - это случилось 1 сентября 2025 года - прошло слишком мало времени для формирования полноценной правоприменительной практики.

Так, только после появления конкретных примеров избыточного или некорректного применения нормы о запрете поиска экстремистского контента можно будет говорить о необходимости каких-либо изменений. В частности, в Госдуме считают необходимым провести исчерпывающий анализ того, как применяется закон в настоящее время, прежде чем вносить какие-либо коррективы.

В Госдуме считают необходимым детальное изучение правоприменения перед внесением любых правок в закон

"Перед внесением любых изменений в недавно принятый и вступивший в силу закон необходимо провести тщательный анализ правоприменительной практики. Это позволит выявить, в каких ситуациях возникают разночтения, и определить, какие корректировки действительно нужны для упрощения применения нормы на практике. Если такие изменения будут внесены с учетом анализа практики, они позволят сбалансировать правоприменение: с одной стороны, сохранить защиту от распространения опасной информации, а с другой - не ограничивать добросовестную профессиональную деятельность, связанную с исследованием и анализом интернет-контента", - говорит член Комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Антон Немкин.

Остается открытым и вопрос трактовки того, что именно будет считаться правонарушением.

В ходе обсуждения закона глава Минцифры Максут Шадаев акцентировал внимание на том, что штрафоваться будет только умышленный поиск материалов, признанных экстремистскими и включенных в соответствующий рееестр, который ведет Министерство юстиции РФ . "Рядовые граждане, которые не ищут специальным образом запрещенные экстремистские материалы, зная о том, что они экстремистские и включены в реестр, даже с использованием VPN, штрафоваться не будут", - подчеркивал министр, обращая внимание на необходимость доказывать умысел.

5484 экстремистских материала находятся в реестре Министерства юстиции

В свою очередь, глава Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас отмечал, что доказывание умысла в поиске экстремистских материалов будет проводиться по уже возбужденным уголовным делам. "Это не затронет широкие массы граждан по одной простой причине - оперативно-разыскная деятельность по административным делам не проводится, это невозможно. Никто не будет останавливать людей и проверять их телефоны", - говорил Клишас.

Закон о запрете доступа к экстремистским материалам устанавливает для граждан штраф в размере 3-5 тыс. руб. за поиск заведомо экстремистских материалов, в том числе с использованием VPN.