Эксперт Марчел назвал запрет на обнуление топливного демпфера важным для бизнеса

Мораторий на обнуление топливного демпфера важен для всего бизнеса, рассказал "РГ" управляющий партнер исследовательского центра "Аналитика. Бизнес. Право" Кырлан Марчел.

"Для всех участников рынка, от крупных агрохолдингов и транспортных компаний до сетей АЗС и рядовых автовладельцев, это означает предсказуемость. Это позволяет бизнесу планировать свои логистические и производственные затраты, не закладывая в бюджет риски внезапного и неконтролируемого скачка цен на топливо", - сказал он.

По словам эксперта, восстановление демпфера в полном объеме обеспечивает насыщение рынка необходимыми объемами бензина и дизельного топлива.

Внутренний рынок получает гарантию того, что страна не столкнется с их нехваткой в самые ответственные периоды. Мораторий будет действовать с октября по май. Так, октябрь - это завершение уборочной кампании в аграрном секторе, для которой требуется огромное количество дизельного топлива. Одновременно это период формирования запасов на зиму. Любая нестабильность в это время могла бы нанести серьезный удар по агропромышленному комплексу и энергетике. Зимний период сам по себе становится вызовом для логистики и требует бесперебойных поставок топлива, в том числе для северных регионов. Весна, вплоть до мая, это начало нового сельскохозяйственного сезона, посевная кампания, которая по своей значимости и топливной емкости не уступает уборочной. Обеспечить аграриев доступным топливом в этот период означает заложить основу будущего урожая и продовольственной безопасности.

Таким образом, подчеркнул Марчел, выбранный период охватывает два самых критически важных для сельского хозяйства цикла и сложный зимний сезон, защищая экономику от топливных шоков в наиболее уязвимое время. Это решение демонстрирует комплексный подход к управлению рынком, направленный на долгосрочную стабильность.

Он также пояснил, что топливный демпфер это, по сути, экономический амортизатор, который сглаживает для российских нефтяных компаний разницу между высокой экспортной стоимостью топлива и установленной государством индикативной ценой на внутреннем рынке. Когда мировые цены на нефть и нефтепродукты высоки, экспорт становится гораздо выгоднее поставок на внутренний рынок. В такой ситуации государство через демпфер доплачивает нефтяникам, компенсируя им упущенную выгоду и стимулируя насыщать бензином и дизелем в первую очередь российские АЗС.

Таким образом, государство дает четкий сигнал нефтяным компаниям: продавать топливо в России будет так же выгодно, как и за рубеж, тем самым устраняя первопричину возможного дефицита и ценовой нестабильности.

По словам эксперта, важно понимать, что мораторий на сокращение демпфера - это не инструмент для снижения розничных цен. Его основная задача - остановить их дальнейший стремительный рост. Решение направлено, в первую очередь, на оптовый рынок, где формируется базовая стоимость топлива. "Стабилизировав оптовые цены и предотвратив их скачок из-за дефицита, правительство косвенно сдерживает и розницу", - уточнил Марчел.

Следовательно, добавил он, автовладельцам стоит ожидать не падения ценников на стелах АЗС, а их стабилизации. Рост цен на бензин и дизельное топливо, если и будет происходить, то в рамках общей инфляции, а не в результате рыночного дисбаланса спроса и предложения.

Бензин