"Для всех участников рынка, от крупных агрохолдингов и транспортных компаний до сетей АЗС и рядовых автовладельцев, это означает предсказуемость. Это позволяет бизнесу планировать свои логистические и производственные затраты, не закладывая в бюджет риски внезапного и неконтролируемого скачка цен на топливо", - сказал он.
По словам эксперта, восстановление демпфера в полном объеме обеспечивает насыщение рынка необходимыми объемами бензина и дизельного топлива.
Внутренний рынок получает гарантию того, что страна не столкнется с их нехваткой в самые ответственные периоды. Мораторий будет действовать с октября по май. Так, октябрь - это завершение уборочной кампании в аграрном секторе, для которой требуется огромное количество дизельного топлива. Одновременно это период формирования запасов на зиму. Любая нестабильность в это время могла бы нанести серьезный удар по агропромышленному комплексу и энергетике. Зимний период сам по себе становится вызовом для логистики и требует бесперебойных поставок топлива, в том числе для северных регионов. Весна, вплоть до мая, это начало нового сельскохозяйственного сезона, посевная кампания, которая по своей значимости и топливной емкости не уступает уборочной. Обеспечить аграриев доступным топливом в этот период означает заложить основу будущего урожая и продовольственной безопасности.
Таким образом, подчеркнул Марчел, выбранный период охватывает два самых критически важных для сельского хозяйства цикла и сложный зимний сезон, защищая экономику от топливных шоков в наиболее уязвимое время. Это решение демонстрирует комплексный подход к управлению рынком, направленный на долгосрочную стабильность.
Он также пояснил, что топливный демпфер это, по сути, экономический амортизатор, который сглаживает для российских нефтяных компаний разницу между высокой экспортной стоимостью топлива и установленной государством индикативной ценой на внутреннем рынке. Когда мировые цены на нефть и нефтепродукты высоки, экспорт становится гораздо выгоднее поставок на внутренний рынок. В такой ситуации государство через демпфер доплачивает нефтяникам, компенсируя им упущенную выгоду и стимулируя насыщать бензином и дизелем в первую очередь российские АЗС.
Таким образом, государство дает четкий сигнал нефтяным компаниям: продавать топливо в России будет так же выгодно, как и за рубеж, тем самым устраняя первопричину возможного дефицита и ценовой нестабильности.
По словам эксперта, важно понимать, что мораторий на сокращение демпфера - это не инструмент для снижения розничных цен. Его основная задача - остановить их дальнейший стремительный рост. Решение направлено, в первую очередь, на оптовый рынок, где формируется базовая стоимость топлива. "Стабилизировав оптовые цены и предотвратив их скачок из-за дефицита, правительство косвенно сдерживает и розницу", - уточнил Марчел.
Следовательно, добавил он, автовладельцам стоит ожидать не падения ценников на стелах АЗС, а их стабилизации. Рост цен на бензин и дизельное топливо, если и будет происходить, то в рамках общей инфляции, а не в результате рыночного дисбаланса спроса и предложения.