Эксперты: Многие партии плохо понимают свой электорат и не ищут новую аудиторию

Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) и Совет молодых политологов Российской ассоциации политической науки (РАПН) изучили риторику политических партий и кандидатов на прошедших в сентябре выборах и пришли к выводу, что многие политические силы плохо представляют себе своего избирателя и обращаются к небольшому количеству социальных групп. Тем временем миллионы россиян остаются вне поля зрения действующих политических партий. Тезисы доклада имеются в распоряжении "РГ".
Андрей Каспришин/РИА Новости

Эксперты изучили 17 тысяч публикаций в соцсетях (кандидаты от партий, официальные аккаунты партий, аккаунты кандидатов-самовыдвиженцев), а также стенограммы дебатов кандидатов на должность глав субъектов РФ и представителей политических партий (42 единицы). В общей сложности было проанализировано 148 кампаний в 31 регионе. Главной задачей было понять, к каким социальным группам обращаются политики. При этом учитывались высказывания как в поддержку, так и против этих групп.

Лидером по количеству обращений оказались семьи с детьми и ветераны СВО. О защите их прав и интересов говорили почти все политические силы в ходе избирательной кампании. "Это отражает общие тренды государственной политики и запросы граждан", - считают авторы доклада. Чаще других этому тренду следовали крупные партии, представленные в Госдуме. Еще одной активно упоминаемой группой стали мигранты - чаще всего о них говорили в негативном ключе.

"Непарламентские партии, будучи нишевыми, сущностно копируют повестку парламентских партий, фактически игнорируя свою нишу и свои социальные группы. Это приводит к отсутствию точного позиционирования, что может стать одной из причин значительного отставания таких партий на выборах в Государственную Думу", - считают аналитики.

Они подсчитали, что в среднем политические партии и кандидаты в губернаторы взаимодействовали с какими-либо социальными группами в 75% публикаций в социальных сетях. При этом они концентрировались "буквально на 5-6 крупных социальных группах", указывают эксперты. "Огромные по численности социальные группы - партнеры цифровых платформ, частные водители такси, слушатели онлайн-школ, самозанятые и многие другие - практически оказываются вне зоны внимания во время выборов", - констатируют они.

"Также можно утверждать, что партии, возможно за исключением "Единой России", очень плохо знают и понимают свой электорат, с трудом его описывают и не ищут новые социальные группы для позиционирования", - говорится в докладе. Такая ситуация, по мнению авторов, создает новые возможности для всех партий на выборах в Госдуму в 2026 году. А именно "системная работа с новыми и неохваченными социальными группами может привести к неожиданным эффектам и резкому расширению электоральной базы".

Пока же игнорирование партиями новых и части старых социальных групп оставляет "миллионы избирателей, чья жизнь и предпочтения существенно меняется" в последнее время без своего политического представительства и вне сферы внимания действующих политических партий.